USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«Из света в тень перелетая»

Татьяна ШИПИЛОВА
Элла Давлетшина
Элла Давлетшина

Вчера в Новосибирске открылся XVI Международный кинофестиваль документального кино «Встречи в Сибири»

Открылся фестиваль с высокой ноты — фильмом знаменитого венгерского режиссера Дьердя Пальфи «Окончательный монтаж».
Рассказывающая о взаимоотношениях мужчины и женщины, смонтированная из лучших любовных сцен мирового кинематографа с участием Чарли Чаплина, Марчелло Мастрояни, Алена Делона, Кларка Гейбла, Бреда Пита, Леонардо Ди Каприо, Греты Гарбо, Софии Лорен и других звезд, эта лента поразила в прошлом году Канны. Монтаж как один из важнейших инструментов искусства кино здесь во всем блеске продемонстрировал свое всемогущество. Фильм был показан и на Московском кинофестивале, где сразу получил негласное звание «подарок киноманам». А на нынешнем новосибирском форуме задал тон профессионального подхода к мастерству и креативности кинематографического высказывания.

Надо сказать, что вся программа фестиваля в афише кинотеатра «Победа», как и в прошлые годы, рождает у поклонников документального кино невероятную жадность — посмотреть как можно больше. Хотя, казалось бы, с истоков фестиваля в 1998 году прошла целая эпоха и сегодня наше сознание переполнено информацией о мире, протяни руку к интернет-поисковику — и тот же YouTube откроет тебе бездну сокровищ, но «живой» документальный фильм на киноэкране — это совершенно другое! Да еще встречи (не зря фестиваль называется именно так) с создателями фильмов, общение с единомышленниками…

Мир, что вокруг нас
Прокомментировать программу кинофорума, ставшего неотъемлемой частью культурной жизни Новосибирска, я попросила его создательницу и бессменного президента, известного новосибирского кинорежиссера-документалиста Эллу Давлетшину.

— Элла Хамзинична, в чем особенность нынешнего фестиваля? На первом, помню, все фильмы, привезенные из разных стран, были, что называется, с пылу с жару — шла перестройка, распадался соцлагерь, для многих рушилось мироздание… Потом были сплошь шедевры документалистики, затем иные концепции отбора фильмов. Что в основе на этот раз?

— Нам кажется, что за эти годы мы достаточно вовлекли зрителей в мир документального кино. И поэтому множество людей, действительно заинтересованных в нем, с удовольствием приходят посмотреть шедевры, просто познакомиться с фильмами, сделанными недавно, в том числе зарубежными. Кроме того, на нынешнем фестивале мы решили обратить внимание новосибирцев на то, что вокруг нас. Подчеркнув: документальное кино делает героями живущих рядом с нами людей, а также время, которое их окружает.

Земляки и современники
Один из таких героев, по словам президента фестиваля, — отметивший недавно 120-летие Новосибирск. Ему посвящена программа архивного кино и специально подобранных хроникальных сюжетов из легендарного киножурнала «Сибирь на экране». Вторая специальная программа фестиваля — «Дни Арнольда Михайловича Каца», где будут продемонстрированы уникальные архивные записи (фильмы и концерты) о маэстро.

— Надеюсь, в будущем году, — говорит Элла Давлетшина, — когда город будет отмечать 90-летие Арнольда Михайловича, эта наша программа станет еще обширней и интересней.

Обращение на этот раз к местному архивному кино, по словам Давлетшиной, уже сегодня заложило и сверхидею следующего фестиваля «Встречи в Сибири»:

— Мы решили более широко использовать существовавшее в нашем городе документальное кино и сделать на основе его киноистории как бы театральный проект, условно нами названный «Кино-Театр», — объясняет она. — Потому что за каждой съемкой, за каждым кадром — масса перипетий, история съемочной группы или человека, который нажал кнопку. Ну, например, как ставший сегодня легендой снятый кинооператором Западно-Сибирской студии кинохроники Виктором Гребенюком план рассыпающегося и падающего над четвертым блоком Чернобыльской АЭС вертолета…

Чудо жизни без границ
Если вернуться к программе настоящего фестиваля, то будут в нем, кроме фильма «Окончательный монтаж», еще две недавние яркие ленты мировой кинодокументалистики. Это фильм «Проект Ним» (Великобритания, США) и «Жизнь в фотографиях» (Израиль). Последнюю представит в Новосибирске оператор Даниель Кедем. Будут новые работы режиссеров из Голландии, Сербии, Белоруссии, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Омска, а также дебютный фильм новосибирского автора Олеси Евтуш «Мы не амебы».

Кстати, в первый день фестиваля кинопоказ предваряла дискуссия за круглым столом на тему «Документальный фильм: искусство или журналистика?». Не вдаваясь в подробности обсуждения и сказанного там, добавлю от себя, в общем-то, преданного поклонника этого вида кинематографа: документальное кино — ни то, ни другое, оно скорее религия. Как для авторов, так и для зрителей. Потому что в сердцевине его всегда заключено «свидетельствование» происходившего на глазах создателей фильма чуда жизни, его деталей и оттенков — от черного до ослепительно светлого.

Фотографии статьи
Фильм «Окончательный монтаж» — взгляд на отношения мужчины и женщины через призму киноклассики
В зале кинотеатра «Победа»