USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Татьяна ЛЮДМИЛИНА: «Я сделала выбор…»

Татьяна ШИПИЛОВА
Алексей и Татьяна Людмилины на фестивале «Золотая маска — 2013». Фото из личного архива ЛЮДМИЛИНЫХ
Алексей и Татьяна Людмилины на фестивале «Золотая маска — 2013». Фото из личного архива ЛЮДМИЛИНЫХ

Этот театр первым в Новосибирске 2 сентября открывает сезон: по традиции на площадке перед фонтаном — большим праздником «Звонок на урок!», посвященным Дню знаний, и спектаклем «Денискины рассказы» по прозе Виктора Драгунского. Потом сразу премьера взрослого репертуара — «Крейцеровой сонаты» Толстого.

«Глобус», как никакой другой театр, разнообразен и многолик. И порой чинная публика вечерних представлений, на афише которых помечено «16+» или «18+», даже вообразить не может несмолкаемый многоголосый шум и броуновское движение в фойе, которые царят перед детскими спектаклями, а также в антракте и после них. Те же, кто работают в «Глобусе», воспринимают этот контраст органично и, я бы сказала, радостно. Как щедрый и оптимистичный человек — течение жизни.

Но есть в театре и третье «измерение», когда труппа и часть служб в отпусках, а первое лицо еще или уже на посту. С директором академического молодежного театра «Глобус» Татьяной ЛЮДМИЛИНОЙ мы встретились именно в такую пору.

Плюс интуиция
— Татьяна Николаевна, прошлый сезон был для «Глобуса», можно сказать, триумфальным: за всю историю Национальной премии «Золотая маска» новосибирский «Глобус» — единственный театр, который одномоментно — в рамках одного фестиваля — получил две «Маски» в самых серьезных и престижных номинациях. Дирижер Алексей Анатольевич Людмилин — за работу в мюзикле «Алые паруса» и режиссер Марат Гацалов — за постановку спектакля «Август: графство Осейдж»…

— Не стану отрицать, это очень большое профессиональное достижение. И такая оценка чрезвычайно для нас важна. Но будущее от этого не видится проще и безоблачней. Потому что, на мой взгляд, гораздо легче взять планку, чем ее удержать. Ведь и к нам теперь по-другому относятся, и мы ставим перед собой другие задачи — более амбициозные.

Но создание спектакля, как известно, процесс очень непростой, эксклюзивный, личностный. Ведь ни режиссер, ни сценограф, ни артисты — никто не знает, что в итоге получится. Это абсолютно непредсказуемо. То же «Графство Осейдж» должен был ставить у нас другой режиссер. Но что-то мне не давало покоя, подсказывало: надо сделать иначе. И я обратилась к Марату Гацалову, хотя он в это время был занят… Мы очень долго сидели в кафе, разговаривали. Утром он позвонил и сказал, что согласен. В общем, интуиция, помноженная на счастливый случай, дала прекрасный результат — и спектакль, и театр прозвучали в общероссийском контексте, и режиссер, можно сказать, повысил свой статус.

— Татьяна Николаевна, за многие годы о вашей интуиции у меня сложилось самое высокое мнение. По-моему, это совершенный инструмент, судя, к примеру, по тому, как вы формируете афишу Рождественского фестиваля искусств, безошибочно выбирая самое лучшее, самое знаковое в театральном процессе. Это нечто наработанное или просто талант?

— Думаю, что это все-таки накопительный процесс в профессии. Потому что я не «рождена в кулисах» и до определенного времени была обычным зрителем. Потом сложилось так, что пришла работать в один театр, затем в другой — «Глобус». Конечно же, живя более чем 20 лет с человеком, рожденным, выросшим и воспитанным в атмосфере высокого искусства (речь идет о муже Татьяны Николаевны — известном дирижере А.А. Людмилине. — Т. Ш.), я тоже стала подходить к своей профессии с самыми серьезными критериями.

Если же говорить о моих сегодняшних знаниях и интуиции, то это, безусловно, невероятное количество просмотренных спектаклей. В командировках у меня не бывает свободного времени как такового. Мне даже мои коллеги говорят: «Послушай, ну нельзя же все смотреть!» Иногда посещаю в Москве по три спектакля в день! И это вовсе не обязательно драматические спектакли, и это совсем не значит, что я их буду приглашать на фестиваль.

Но мне такая погруженность необходима, я кожей должна чувствовать театральный процесс, чтобы активировать его и осуществлять в Новосибирске, в своем театре. Должна понимать, что и как позиционируется, что где не приживается или откровенно имеет неуспех. Я должна все это пропустить через себя. Разумеется, это профессия, и я, конечно же, смотрю спектакли не как обычный зритель.

Но иногда отключаюсь и смотрю, как, например, спектакль Нового Рижского театра «Соня», в каком-то забытьи. Специально ездила в другой город, на другой фестиваль, на четыре часа — посмотрела и уехала. Это тоже часть профессии, и очень нелегкая часть — и эмоционально, и по временным затратам. Но я когда-то сделала выбор и сейчас по большому счету по мере своих сил, а чаще не меряя их, служу театру.

Подарки под Рождество
— «Глобус» на пороге нового, 84-го сезона. Что ждет нас, зрителей?

— Отрадно, что открываем мы его премьерой главного режиссера Алексея Крикливого «Крейцерова соната». А будет сезон непростым, потому что 26 августа мы выходим, и сразу два режиссера выносят репетиции своих спектаклей на большую сцену. Премьеры у нас распределены практически на каждый месяц — с сентября по июнь. Есть несколько постановщиков, уже известных новосибирцам, есть имена совершенно новые. Постарались мы расширить и возрастной диапазон наших спектаклей.

С 1 по 18 декабря в Новосибирске будет проходить X Международный Рождественский фестиваль искусств. Программу его мы сейчас верстаем, активно к нему готовимся. И думаю, что хотя за прошедшие 18 лет его существования появилось много других интересных форумов, такого больше нигде нет. Хотя бы потому, что за две недели проводится более 300 фестивальных мероприятий. Поэтому мы стараемся сохранить лицо, и полагаю, что в нынешней афише, как и всегда, будут равно интересны как музыкальная, так и драматическая часть. И, конечно же, мы сохраним программу для жителей Новосибирской области — они уже принимали у себя и петербуржцев, и омичей и, знаю, ждут этих встреч.

Вторая половина сезона приходится на 2014 год, который объявлен Годом культуры в России, и к нему мы тоже сейчас активно готовимся. Надеюсь, в 2014-м мы сохраним и проведем еще один наш фестиваль — «Новосибирские сезоны» — в том формате, в каком он прошел впервые к 75-летию области. Хотим также продолжить гастроли по России. Причем не шагая по легкому пути и продавая коммерческие спектакли, а следуя своему принципу: показать как можно больше, вложиться в имидж театра, как можно более полно раскрыть его творческий потенциал. Словом, планов много, задач еще больше, мне кажется, что возможности у театра для реализации всего этого есть.

— Судя по всему, вы из тех руководителей, кто смотрит в будущее, закладывая в планы самую долговременную перспективу?

— Да, я человек планового характера и стараюсь культивировать этот подход в коллективе. Я все люблю распланировать минимум на год вперед — с датами, именами, временем репетиций и премьер. Я, например, уже сегодня точно знаю, какие у нас будут идти репетиции в мае-июне 2014 года, когда будет выпущен тот или иной спектакль.

— Как вы решаете текущие, спонтанно возникающие проблемы?

— Предпочитаю решать вопрос по мере его поступления. Никогда не откладывая его даже на два часа. Если ко мне кто-то приходит по личным вопросам, а происходит это постоянно, если мне это доступно, проблемы решаю сразу же, пока человек не вышел из кабинета.

— При вашей загруженности, насколько это захлестывает-отнимает личное время?

— Ну, с этим никто не считается (смеется), на это никто не обращает внимания — какое личное время может быть в театре? Когда все нормальные люди идут с работы домой, мы открываем двери театра, и у нас начинается спектакль. Когда все люди отдыхают в выходные и праздничные дни, у нас пик общения со зрителями… Какое личное время? Разве что гарантированный летний отпуск.

Личная территория
— Когда мы разговаривали перед премьерой «Алых парусов» с Алексеем Анатольевичем, он восхищался вами: такая организованная, все подчинено театру — она там с утра до ночи…

— Он так говорил? Приятно… А как иначе? Личная жизнь к нашим годам уже как-то сложилась, определилась, все стало на свои места — приоритеты видны. Конечно, все подчинено профессии.

— Не раз удивляло: у деловых женщин тем не менее бывают совершенно неожиданные домашние увлечения — вдруг оказывается, что она изысканная рукодельница или, допустим, рьяный садовод…

— Особые пристрастия, увлечения? Пожалуй, нет. Я стараюсь жить как все люди. Люблю проводить время на даче, выращивать красивые цветы например. У меня нет так называемого помощника по хозяйству, все делаю сама и не вижу в том ничего постыдного. Если надо, и лампочку поменяю, и гвоздь вобью…

Невозможно подменить профессией личную жизнь, я не верю людям, которые заявляют: «У меня есть профессия, и больше мне ничего не нужно», «Я женат на профессии» или «Я замужем за любимым делом». Я к этому типу людей не отношусь и, во-первых, понимаю, что есть территория личной жизни, куда никого никогда не допущу (это не означает, что я ее скрываю, но есть что-то мое, чего никто не должен знать), а во-вторых, невозможно вообще не отключаться от дел! Вот досужие разговоры, когда госпожа Х. рассказывает, в каком магазине купила кольцо, сколько стоят ее сережки и какие наряды в ее гардеробе, — это не для меня. Это не моя история. И не история моей семьи.

ЦИФРА
В предыдущем сезоне театр «Глобус» показал 502 спектакля, на которых побывали 148 495 зрителей