USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Дали слово

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА

Интересно ли общественности, как тратятся государственные деньги? Хочет ли народ контролировать этот процесс? С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он сменит действующий сейчас закон о системе госзаказа № 94. Обсуждению этих и других вопросов была посвящена пресс-конференция с участием представителей правительства Новосибирской области и экспертной группы при федеральном Правительстве.

Новосибирская область — один из семи регионов, которым Федерация предложила стать пилотными площадками по запуску новой контрактной системы и общественного обсуждения контроля закупок. Для остальных регионов страны действие федерального закона о контрактной системе начнется с января следующего года. Введен он будет поэтапно, это связано с тем, что закон рамочный и нужно время для отработки, обсуждения и принятия всех подзаконных актов, которыми будет регулироваться его работа в деталях. Настройка под нужды каждого субъекта Федерации должна завершиться в 2016 году.

Общественность хочет участвовать?
Общественный интерес к обсуждению крайне невысок — так описал общую ситуацию на пилотных площадках Дмитрий Илюшин, эксперт рабочей группы при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций.

Казалось бы, и опыт Новосибирской области подтверждает его мнение. Уже прошли попытки обсудить первые двенадцать региональных госзакупок. На сайте ГКУ по Новосибирской области «Управление контрактной системы» была создана площадка для желающих высказаться. Семнадцать откликов собрал раздел общего обсуждения проектов. Это максимальное количество откликов...

Сами государственные закупки, а среди них и закупка автомобиля, и мебели, и продуктов питания, и заказ проекта котельной, удостоились такого уровня обсуждения: «Интересно, а какой автомобиль будет являться эквивалентом автомобиля УАЗ?» И еще три комментария на эту тему. На предложение обсудить «закупку на тепло и горячее водоснабжение» откликнулись двое: «С закупками у монополистов не поспоришь... Что тут обсуждать?» и финальное: «Полностью согласен с предыдущим оратором!»

Денис Рягузов, начальник контрольного управления Новосибирской области, всерьез обеспокоен вопросом: как информировать общественность?

— Конечно, нас прежде всего волнует экспертное мнение, но высказаться может каждый желающий, — отмечает он. — Я убежден, что желание принять участие в обсуждении расходования государственных средств должно выражать само общество.

Общественность хочет!
И общественность отнюдь не равнодушна, как показывает другой пример. Уже около трех лет существует проект «Роспил». Все желающие могут принять участие в его работе по контролю за расходованием бюджетных средств в сфере госзакупок. Схема работы проекта очень проста: обнаружив закупочный конкурс с признаками коррупционности, можно отправить его на экспертизу юристов проекта. По ее итогам составляются жалобы в контролирующие органы. Статистика проекта гласит, что за два года работы сумма контрактов, по которым удалось пресечь нарушения закона, превышает 59 млрд рублей.

На этой неделе в Новосибирске состоялось еще одно событие, которое показало, что людям не все равно. На муниципальных публичных слушаниях не сработала старая схема, по которой ранее тихо и мирно передавалась земля города под застройку в интересах бизнеса. На публичные слушания, где должна была обсуждаться судьба небольшого пятачка земли на площади Калинина, пришли около пятидесяти человек. Застройщик, предлагавший уничтожить парковочные места и построить ресторан быстрого питания «Макдоналдс», свой вопрос с обсуждения снял.

Точка встречи
Уникальность нового закона о контрактной системе государственных закупок прежде всего в том, что она легитимизирует общественность как совещательный и контролирующий власть орган. Ранее подобные возможности нигде законодательно закреплены не были, а регулировались лишь подзаконными актами. По словам Дмитрия Илюшина, ФЗ № 44 создан в ответ на желание общества участвовать в контроле за тратой государственных средств. Государственный заказ занимает значительное место в расходной части бюджета Российской Федерации. Напомним, что руководством страны была поставлена задача реформировать систему госзакупок в том числе и потому, что в ней теряется до триллиона бюджетных денег.

— Возможно, выбор нашего региона для тестирования нового закона связан с тем, что мы с опережением стали готовиться к его введению, — предполагает Андрей Литвинов, исполняющий обязанности директора ГКУ НСО «Управление контрактной системы». — Возможности для общественности он предоставляет значительные — вопрос в отладке механизмов новой системы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий ИЛЮШИН, эксперт рабочей группы при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций:
— По моему мнению, рано говорить, справится ли ФЗ № 44, например, с отсевом недобросовестных подрядчиков. Закон рамочный, и многое будет зависеть от еще не принятых подзаконных актов. Но ряд новых положений позволяет устанавливать дополнительные требования к поставщикам. Это могут быть их финансовая обеспеченность, опыт работы, деловая репутация... Также в новом законе предусматривается возможность менять удельный вес разных параметров при проведении оценки заявок, поступивших на конкурс. В каких-то конкурсах качество может стать весомее цены контракта.