«М.Видео» плюс «Эльдорадо»
Два крупных российских ретейлера объединяются
В недалеком будущем российский рынок ожидает сделка века: две крупные сети по продаже бытовой техники и электроники, «Эльдорадо» и «М.Видео», объявили о своем слиянии. Напомним, что Федеральная антимонопольная служба одобрила «М.Видео» покупку сети «Эльдорадо». Но какие возможны последствия этой сделки?
Сенсации не будет
Особенно заволновались в регионах, в которых ФАС предписала сократить количество торговых точек, в том числе и в нашей области. Появились даже сообщения, что все магазины «Эльдорадо» в регионе будут закрыты.
Однако внимательный взгляд отметит, что повода для сенсации на самом деле нет.
В предписаниях ФАС указано, что новая объединенная компания должна будет прекратить работу на части торговых площадей в течение шести месяцев после совершения сделки. Также антимонопольная служба добавила, что ретейлерам необходимо будет расторгнуть договоры аренды и сублицензионные договоры или продать объекты, находящиеся в собственности. Причем речь идет о точках как ООО «М.Видео Менеджмент», так и ООО «Эльдорадо».
В «М.Видео» в целом позитивно оценивают решение ФАС. По сообщению пресс-службы компании, руководство «М.Видео» продолжает консультации с компанией PPF (владелец ООО «Эльдорадо») с учетом полученных предписаний.
В «Эльдорадо» комментариев относительно сделки не дают, однако работа магазинов идет без изменений: в прежнем режиме продолжаются акции, растет региональная сеть, активно развиваются новые форматы. Согласно сообщению компании, «Эльдорадо» продолжает реализацию выбранной стратегии развития, которая никак не изменилась в связи с идущей сделкой.
Экспертное сообщество склоняется к тому, что сделка по консолидации двух российских ретейлеров бытовой техники и электроники благотворно скажется на развитии рынка.
Все только выиграют
— От этого объединения никто не пострадает, а наоборот — все выиграют, — считает аналитик «ВТБ-капитал» Мария Колбина. — Во-первых, у нас появляется крупный игрок, который имеет лидирующую долю на рынке, обозначенную около 21 процента по итогам 2012 года. Второе — он подстегнет общую неконсолидированную розницу. Думаю, наличие крупного конкурента, который будет в чем-то диктовать правильные, качественные условия на рынке специальным качественным ассортиментом, ценообразованием, более агрессивным развитием онлайн-ретейла, пойдет всем на пользу. Поэтому у нас сектор должен укрепиться, а некачественные игроки чуть быстрее уйдут с рынка.
На данный момент сеть «Эльдорадо» — это один из крупнейших в России ретейлеров БТЭ по количеству магазинов. У компании почти 400 собственных гипермаркетов и 120 точек выдачи заказов интернет-магазина, а также около 300 магазинов, работающих по франшизе.
Учитывая, что уже несколько лет компания не снижает темпов развития, эксперты уверены, что по итогам сделки такой сильный бренд останется на рынке. Так, управляющий партнер London Consulting & Management Company Дмитрий Золин считает, что «М.Видео» и «Эльдорадо» — это два разных бренда, два разных магазина, устроенных по-разному. Здесь существует возможность как работы под одним брендом, так и сохранения нескольких брендов. Это мы уже наблюдали в результате слияния-поглощения «Пятерочки» с «Перекрестком» и впоследствии с «Каруселью».
Что касается потребителей, то, согласно статье 58 часть 1 ГК РФ, при слиянии таких крупных игроков все гарантийные обязательства перед потребителями берет на себя новый владелец или новое юридическое лицо. Покупатель в любом случае получает весь положенный по закону послепродажный сервис, вне зависимости от того, под какой вывеской будет работать магазин.
Такая крупная сделка, как слияние «М.Видео» и «Эльдорадо», может завершиться не ранее чем к середине 2014 года. Таким образом, предписанные ФАС изменения в работе двух сетей можно ожидать к концу 2014 года. До того времени магазины сетей «М.Видео» и «Эльдорадо», скорее всего, будут работать в штатном режиме.
ЦИФРА
В 2012 году инвестиции в развитие торговой сети области составили 3 млрд рублей