USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Дают деньги — не берут

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА

Цель господдержки — не раздать средства, а поддержать эффективный бизнес

Из нескольких десятков тысяч предприятий малого и среднего бизнеса в регионе мерами государственной поддержки пользуются лишь сотни. Между тем только Новосибирский областной фонд микрофинансирования, по словам его исполнительного директора Александра Кангро, готов поддержать в два-три раза больше предпринимателей. Почему сложилась такая ситуация? Этот и другие вопросы обсуждали на круглом столе эксперты, в числе которых — региональный министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Сергей Сёмка, представители бизнеса и организаций, призванных бизнесу помогать.

Недостаток информированности бизнеса — такую причину назвал Вячеслав Маркелов, президент Новосибирской торгово-промышленной палаты. В основном информация о существовании государственной поддержки этих видов бизнеса и способах ее получить доходит до адресатов по сарафанному радио.

— Разве что рекламу на дом еще не доставляем, — не устает удивляться Александр Кангро. — Мы несколько раз объехали всю Новосибирскую область, подробно рассказывали о наших возможностях, но к нам обратились предприниматели только пяти районов из тридцати.

Это и впрямь удивительно — Новосибирский областной фонд микрофинансирования позволяет бизнесменам получить займы в размере до миллиона рублей на срок до года по ставке не более десяти процентов годовых. А для производственных предприятий — по ставке рефинансирования ЦБ РФ. По словам руководителя регионального отделения союза предпринимателей «Опора России» Ольги Незамаевой, в то время как бизнесу не хватает доступной денежной массы, банки предлагают займы на очень жестких условиях. А получить кредит на старт бизнеса почти нереально. Эту услугу предлагает фонд микрофинасирования как поддержку молодежному бизнесу вкупе с бесплатным наставническим сопровождением опытных предпринимателей.

Так почему же предлагаемые меры господдержки не столь популярны среди предпринимателей, как этого хотелось бы? Секрет в том, что цель региональных программ — не раздать побольше денег, а поддержать эффективно работающий малый и средний бизнес. Именно эффективный. Надо учиться бизнесу, уверен Сергей Сёмка, и есть региональные программы, которые возмещают затраты предпринимателей на обучение. С этим и связан ответ на вопрос, почему не так много обращений, — не все предприниматели ориентированы на дальнейшее развитие бизнеса с перспективой увеличения налогооблагаемой базы. Ведь именно такой бизнес в первую очередь заинтересовано поддерживать государство.

Режим диалога
Предприниматель Ольга Незамаева обозначила ряд проблем во взаимодействии бизнеса и государства. Одна из них — предпринимателям сложно выдержать условия получения господдержки, поскольку получателями в первую очередь становятся те проекты, чьи ожидаемые налоговые платежи будут больше. Это определенный уровень средней заработной платы, сроки ожидаемого выхода на точку безубыточности и не только. Хотя в этом плане и произошли подвижки (как сразу же уточнил региональный министр промышленности, торговли и развития предпринимательства, требования к объему налоговых платежей для получателей господдержки снижены практически в два раза), другие вопросы, не относящиеся к ведению областного правительства, остались.

— Молодежь ориентирована на работу там, где доход стабилен: в крупных корпорациях, в госструктурах, — так Ольга Незамаева видит ситуацию. — Общество к предпринимателям настроено скорее негативно. А система государства пока не настроена на то, чтобы развивался малый бизнес.

Возможно, создать более благоприятный климат для его развития, по мнению собравшихся экспертов, сможет законопроект по введению налоговых каникул. Предложения федеральных Минэкономразвития, Минфина и Минтруда о двухлетних налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей сегодня должен быть рассмотрен Премьер-министром страны.

О сельчанах замолвите слово
Активность района области в получении господдержки пока полностью зависит от его главы, так говорит опыт Ольги Незамаевой.

— Бывает, весь день идет один район — сегодня Здвинский, завтра — Барабинский, — рассказывает она о комиссии в региональном правительстве, где рассматривают проекты, претендующие на господдержку.

Сельский бизнес — это тема отдельная. В его развитии региональное правительство особенно заинтересовано.

— Предприниматели из области имеют больше преференций, — рассказывает Сергей Сёмка, — из поступивших заявок по торговле и бытовым услугам мы предпочтем сельский бизнес. Из получивших господдержку на старт бизнеса 70 процентов — сельчане. Существует программа «Одиннадцатый километр», направленная на развитие бизнеса в деревнях, расположенных на 11 километров от райцентра, — чтобы поддержать эти населенные пункты. Развитие бизнеса в области — это и решение проблемы занятости, которую правительство решает в том числе и таким путем.

ЦИФРА
В 2013 году на поддержку среднего и малого бизнеса направлено более 670 миллионов рублей.