USD 99.8729 EUR 104.2310
 

Есть о чём подумать

С уважением, Алексей ТОЛМАНЧЕВ

Прочитал интервью Геннадия Прашкевича, которое было опубликовано в газете «Советская Сибирь» (№ 136 от 27.07.13). Материал этот подготовила Анастасия Амельченко. Хороший материал. Есть о чем подумать.

Я благодарен и Прашкевичу, и Амельченко, и редактору газеты, которая разрешила этот материал опубликовать. Кроме самого интервью, приятно удивило следующее сообщение: «Напишите ваш комментарий к этому материалу. Нам важно ваше мнение». За прошедшие шесть с лишним лет жизни в Новосибирске я впервые в газете встречаю такое пожелание. Это похоже на то, как если бы из застегнутого на все пуговицы мундира показалась живая душа, приглашающая к диалогу. Спасибо за приглашение!

Мне интересно было читать все, что говорил Прашкевич. Больше чем на девяносто процентов из всего им сказанного я полностью разделяю, тем не менее есть мысли, которые мне не нравятся. Уточню свою позицию сразу: человеку, который имеет чувство собственного достоинства (а Геннадия Прашкевича я считаю именно таким), не обязательно всем нравиться.

Вот, например, фраза: «Каковы перспективы в этом плане у некогда самой читающей страны?» Ее так часто повторяют, что это нельзя не заметить. Читали действительно много, по крайней мере, больше, чем теперь. Другое дело, почему читали. В моем окружении читали художественную литературу, потому что в ней или не было обмана, или было его много меньше, чем в жизни. А в окружающей жизни неправды, обмана, железобетонной лжи было столько, что предстоит еще выяснить, как эта ложь выстояла 74 года.

Вместе с тем приходится согласиться с теми, кто говорит, что влияние печатного слова в СССР было много больше, чем в США. Об этом как-то сказал лауреат Нобелевской премии Джон Стейнбек. «У нас в США, — так примерно сказал он, — хоть что пиши — ноль внимания, у вас не так». Я согласен с Прашкевичем и в том, что он говорит о неправильно понятой свободе, о могуществе денег.

И отсутствие вкуса, и воспитание — со всем этим я согласен. А вот относительно академии — тут вопрос. «…А другой министр говорит, что и академия нам не нужна, будем покупать академиков за рубежом, это разрушение. Дураки способны погубить все». Это та же история, что и с ЕГЭ. Многие возмущаются, но никто не предлагает что-то внятное. И здесь я согласен с теми, кто говорит, что у каждого времени есть своя психология.
Вот что мне хотелось сказать по поводу интервью Геннадия Мартовича Прашкевича.