USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Строительные фарватеры региона

Татьяна РЕШКЕ
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Отсутствие непроданных квартир в новостройках — положительная тенденция на рынке жилья

Проблемы, связанные со строительством и развитием жилищно-коммунального комплекса, сегодня у всех на устах. Новая система капремонта многоквартирных домов, борьба с нерадивыми застройщиками, снижение цены квадратного метра, повышение качества жилья — пожалуй, сложно найти человека, непричастного к этим проблемам. Именно они и стали предметом нашей беседы с Денисом ВЕРШИНИНЫМ, министром строительства и ЖКХ Новосибирской области.

Такого в России еще не было
— Областной закон о капремонте, который обсуждался так долго, вступил в силу 23 июля. Хотелось бы узнать ваше мнение: что в итоге? Какие пожелания законодателей и общественников учтены?

— Структуру этого документа существенно изменили несколько факторов. Во-первых, принято решение о создании двух региональных операторов: для города Новосибирска и для всей остальной территории области. Во-вторых, в законе обозначено, что индексация взносов, отчисляемых на капремонт, не может быть выше уровня инфляции. В-третьих, увеличен минимальный размер накоплений. И наконец, в-четвертых — изменен параметр оказания поддержки гражданам со стороны облбюджета: допускается наличие задолженности за услуги ЖКХ у пяти процентов собственников жилья. Думаю, эти изменения отражают ожидания людей.

Работа закона будет анализироваться уже по итогам первого полугодия 2014 года.

— Высказывалось мнение, что по срокам принятия закона регионы были поставлены в жесткие условия… Так ли это?

— Сложно ответить однозначно. Наверное, никому не нужно объяснять, что недоремонт в существовавшей системе накапливался годами, и, чтобы его ликвидировать, требуются мощные инвестиции. Мы понимаем, что ситуация с недоремонтом не может длиться вечно, поэтому работаем над решением данного вопроса. В 2013 году с помощью федеральных средств в регионе планируется отремонтировать порядка 60 домов, 29 из них — комплексно. В соответствии с принятым областным законом количество обновленных домов увеличится до 300. Следовательно, проблема недоремонта начнет сглаживаться.

Когда в конце прошлого года в Жилищный кодекс страны были внесены изменения, губернатор по предложению федерального центра подписал обязательства, связанные с формированием региональной системы капремонта, и с этого момента наш регион двигается в определенном фарватере. В противном случае область лишится федеральной поддержки. Более того, встанет вопрос о возврате средств, которые мы уже получили на развитие ЖКХ.

— Все ли регионы справились с задачей в срок? Какие трудности возникали в процессе разработки документа?

— Одни регионы брали за основу модельный закон, рекомендованный Федеральным фондом содействия реформированию ЖКХ. Другие поступали как мы, существенно модернизируя предложенный текст. Наш закон формулировался в режиме обмена опытом с другими регионами, с учетом пожеланий депутатов и жителей города, и это помогло сделать его максимально жизнеспособным.

Впереди — большая работа. Областному правительству нужно принять систему нормативно-правовых актов, которая определит максимальную стоимость комплексного ремонта и размер взноса граждан в зависимости от типа дома. Информация о состоянии домов будет собрана, обработана органами местного самоуправления, передана в областной минстрой и консолидирована в 25-летнюю региональную программу. Тем самым определится очередность капитального ремонта жилья. На основе программы предстоит составить трехлетний операционный план.

Конечно, при реализации нового закона возможны шероховатости. Ведь такой системы в России еще не было, мы не знаем всех подводных камней. Думаю, нам поможет опыт реализации 185-го Федерального закона.

— Когда жители смогут увидеть региональную программу?

— На подготовку и публикацию региональной программы определен срок не более четырех месяцев со дня вступления в силу закона — 23 июля. В течение двух месяцев после публикации региональной программы в СМИ собственники ТСЖ или ЖСК должны определиться со способом накопления средств — будут они это делать на базе регионального оператора или же на отдельном счете.

— Посоветуйте, чем должны руководствоваться собственники, выбирая способ накопления?

— Члены ТСЖ и ЖСК могут открывать специализированные счета либо доверять накопления региональному оператору. У жителей домов, относящихся к управляющим компаниям, пока только один вариант: они будут размещать средства в рамках регионального оператора. В Госдуме рассматривается вопрос о расширении прав собственников жилья, и, возможно, альтернативы появятся.

Впрочем, я не считаю, что способы накопления глобально различаются по степени гарантий. Если постараться немного отвлечься от недоверия, которое люди испытывают по отношению к любым реформам в сфере ЖКХ, можно понять плюсы и минусы того или иного варианта. Региональный оператор — некоммерческая организация. Ее учреждает областное правительство, тем самым принимая на себя ответственность за сохранность вкладов.

— Где гарантии, что информация о сбережениях будет прозрачной?

— Региональный оператор обязан отчитываться ежемесячно. Кроме того, для каждого собственника предусмотрен доступ к персональным данным: можно будет проверить состояние лицевого счета как в целом по дому, так и в отношении себя лично. Так как бюджет планирует участвовать в финансировании капремонта, Новосибирская область отвечает за сохранность денежных средств своей казной.

— По данным минстроя, за 25 лет жители соберут всего половину той суммы, которая требуется для капремонта. Смогут ли граждане брать кредиты в банках?

— А давайте зададимся простым вопросом: кто заемщик? За чей счет будет погашен кредит? Естественно, за счет собственника жилья. Как считаете, какие проценты предложит банк, чтобы снизить риски?

Думаю, условия кредита будут обременительны для собственников, хотя закон и предусматривает такой вариант, как привлечение заемных средств. Целесообразней воспользоваться поддержкой, которую предлагает государство, если, конечно, 95 процентов жителей дома исправно оплачивают услуги ЖКХ.

Мыльные пузыри помощи не дождутся
— Новосибирская область демонстрирует стабильные показатели ввода новостроек. Означает ли это, что строительная отрасль благополучно вышла из финансово-экономического кризиса? Все ли игроки выжили?

— Выжили не все. Это видно на примере долгостроев, с каждым из которых ведется индивидуальная работа. Но в целом уровень 2008 года нам удалось преодолеть, что недвусмысленно фиксируют показатели по выпуску стройматериалов и вводу жилья.

Важно отметить, что в Новосибирской области непроданных квартир фактически нет. То есть каждый готовый квадратный метр имеет своего покупателя. Из этого следует, что правительству удалось создать эффективную систему поддержки рынка. Регион помогает гражданам приобретать квартиры на первичном рынке или строить собственное жилье, тем самым обеспечивая платежеспособный спрос. Еще одна группа мер поддержки — реализация региональных целевых программ. Так, на переселение граждан из аварийного жилья ежегодно инвестируется до двух миллиардов рублей. Эти деньги идут на покупку нового жилья по цене 34 тысячи 150 рублей за квадратный метр. Таким образом, покупая жилье, мы улучшаем условия жизни людей и одновременно помогаем застройщикам — тем, которые готовы работать в заданных параметрах. С другой стороны, есть понимание, что поддерживать надо очень аккуратно. Не перегревать рынок и тщательно отслеживать появление «мыльных пузырей».

— В регионе взят курс на снижение стоимости строящихся квадратных метров. За счет чего это возможно?

— Сделать жилье доступным помогут долгосрочные целевые программы по модернизации предприятий стройиндустрии. Ведь когда строительные материалы производятся непосредственно в регионе, затраты на транспортировку снижаются, и это влияет на себестоимость квадратного метра. В ближайшее время в нашей области появится несколько новых производств. Например, завод по производству утеплителя.

— На ваш взгляд, оправдывает ли себя введение в отрасли саморегулирования? Ведь саморегулируемые организации должны выходить на объекты, оценивать качество нового жилья.

— Думаю, саморегулируемые организации еще не стали эффективным операционным механизмом влияния на качество, однако они меняются: руководители организаций приобретают опыт, берут на вооружение наработки других регионов, оттачивают регламенты, чтобы быть более требовательными к своим членам. Не стоит забывать и о том, что издан приказ, регламентирующий порядок застройки, определяющий (в корреляции с федеральным законодательством), в каком виде должно сдаваться жилье. Мы не говорим о том, что в каждой новой квартире должны быть наклеены обои. Однако работы, которые покупатель не может сделать самостоятельно, застройщик обязан выполнить.

Зима ближе, чем кажется
— Подготовка коммунального хозяйства к отопительному сезону в разгаре. Все ли идет по плану?

— Да, все традиционно. Сформирован график проведения мероприятий перед началом следующего отопительного сезона, и работы ведутся в соответствии с этим графиком. Около половины общего объема запланированных работ уже выполнено, и это вполне удовлетворительный результат. Особенно если учесть, что в 2013 году отопительный сезон завершился позже обычного.

— Есть ли проблемные моменты?

— Кредиторская задолженность перед поставщиками газа, электроэнергии и угля, безусловно, влияет на накопления ресурсов. Тем не менее более 40 процентов запаса, необходимого региону, уже накоплено, а из областного бюджета в помощь предприятиям коммунального комплекса выделено 450 миллионов рублей. Эти деньги пойдут в том числе и на погашение задолженностей перед поставщиками.

Традиционно особую тревогу вызывают объекты Минобороны, завязанные на федеральные решения: котельные в Дорогино, в Крахале и другие. Так как имущество военного ведомства не является собственностью региона, мы не имеем права тратить бюджетные деньги нецелевым образом. Однако диалог между правительством области и Министерством обороны активизировался. План подготовки к зиме обсуждается, ситуация контролируется.

ВАЖНО
В 2013 году на территории Новосибирской области запланировано ввести более двадцати социальных объектов. Среди них — школы, больницы, спортивные сооружения.