Отрасль, нужная каждому
Разветвленная торговая сеть является важным звеном экономики нашего региона
Каковы составляющие современной торговли сегодня? Накануне профессионального праздника — Дня работников торговли — мы обсуждаем этот вопрос с заместителем министра промышленности, торговли и развития предпринимательства области — начальником управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Ларисой ЯРКОВОЙ.
— Можно ли назвать Новосибирск торговым центром Сибирского федерального округа?
— Новосибирская область не только важный промышленный и научно-образовательный, но и признанный торговый центр Сибири, один из лидеров по обороту розничной и оптовой торговли в Сибирском федеральном округе и разнообразию представленных современных торговых центров, залов и услуг с высоким уровнем сервиса. Со всей уверенностью можно утверждать, что эта сфера деятельности — одна из важных составляющих инвестиционной привлекательности региона. Она вносит весомый вклад в произведенный валовой региональный продукт, доля торговли в нем составляет более 17 процентов.
Торговое обслуживание на территории области осуществляют 11 473 стационарных магазина, 1 882 предприятия общественного питания, 1 120 предприятий оптовой торговли. Численность занятых в сфере торговли — около 264 тысяч человек, что составляет 19 процентов от всего занятого населения.
В розничной торговле продолжается постепенное перемещение реализации товаров с рынков в торговые предприятия с высоким уровнем сервиса, доступными ценами, разнообразными торговыми и развлекательными услугами. Доля предприятий стационарной торговли в общем объеме товарооборота составляет сегодня более 93 процентов. Доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках за прошедший год снизилась еще на один процент и составила менее семи процентов.
— Лариса Владимировна, какие долгосрочные программы разработаны и действуют на уровне региона в сфере потребительского рынка и уcлуг?
— В прошлом году нашим министерством была разработана и принята ведомственная целевая программа «Развитие торговли на территории Новосибирской области на 2012 — 2014 годы». Планируемые объемы ее финансирования из областного бюджета составляют более 48 миллионов рублей. Программа помогает создать условия для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повысить качество торгового обслуживания.
Одним из основных мероприятий программы с целью стимулирования снабжения населения малых и отдаленных населенных пунктов предусматривается государственная поддержка организациям по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села в виде компенсации части транспортных расходов. В 2012 году такую субсидию на общую сумму 3 миллиона 900 тысяч рублей получили 53 организации и индивидуальных предпринимателя, которые организовали работу в шестистах двадцати пяти отдаленных сельских поселениях области.
С учетом оказываемой поддержки торговым предприятиям и предпринимателям, работающим в сельской местности, обеспеченность малых и отдаленных населенных пунктов области торговыми услугами, как и планировалось, составила 81 процент.
— Как меняется розничный и оптовый товарооборот области?
— Новосибирская область лидирует по обороту розничной и оптовой торговли среди регионов Сибирского федерального округа. Она занимает одно из лидирующих мест среди его субъектов по показателю розничной торговли в расчете на одного жителя, который составил 147,8 тысячи рублей, что на 7,4 процента выше уровня 2011 года. За пять месяцев 2013 года розничный товарооборот в расчете на душу населения вырос на 12 процентов к соответствующему периоду прошлого года.
— Насколько инвестиционные проекты области касаются торговли, в частности розничной?
— Инвестиции в реконструкцию действующих помещений и строительство новых объектов в 2012 году составили оценочно около трех миллиардов рублей, из них в сельские районы направлено 700 миллионов рублей. Создано около трех тысяч новых рабочих мест. Большая доля вложений пришлась на крупные торговые сети, такие как «Холидей», «Мария-Ра».
В 2013 году количество новых торговых объектов продолжает увеличиваться. За шесть месяцев текущего года сетевые операторы открыли на территории области 14 крупных супермаркетов общей площадью торговых залов 38,2 тысячи квадратных метров. С учетом реконструкции действующих помещений и ввода новых объектов инвестиции в развитие торговой сети составили около 814 миллионов рублей. Создано дополнительно около 500 рабочих мест.
— Что предпринимается для дальнейшего укрепления продовольственной безопасности территории?
— При министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области создана комиссия по вопросам обеспечения продовольственной безопасности на потребительском рынке. Она определяет приоритетные направления ее обеспечения и здорового питания населения.
Ведется мониторинг безопасности мяса, рыбы, молока, хлеба, круп, плодов, овощей, детского питания, напитков и других пищевых продуктов. К нарушителям применяются меры административного воздействия в рамках действующего законодательства. За 2012 год наложено штрафов на сумму более пяти миллионов рублей. Информация о недобросовестных предприятиях размещается на сайтах контролирующих и надзорных органов.
— Какова политика в ценообразовании, регулировании цен на товары и услуги?
— Действующим законодательством государственное регулирование цен не предусмотрено. Хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют цены на реализуемые товары. При этом постановлением Правительства России утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые цены, в случае роста розничных цен на 30 и более процентов в течение месяца. Однако таких ситуаций в нашей области не возникало. Минпромторгом области проводится еженедельный мониторинг розничных и отпускных цен основных продуктов питания.
В Новосибирске сто предприятий потребительского рынка реализуют социальный проект «Муниципальная дисконтная карта». Держателями муниципальной дисконтной карты являются более 90 тысяч человек. Скидка на продукты питания по карте составляет семь процентов.
Все сетевые предприятия розничной торговли проводят различные ценовые акции, реализуя основные продукты питания с торговыми надбавками, не превышающими пять—десять процентов. Такие сетевые предприятия, как ООО «Компания «Холидей», ОАО «Новые торговые системы», ООО «Лента», ООО «Ашан», ООО «Торговый холдинг «Сибирский Гигант», сопровождают ценники на товары, реализуемые с пониженной торговой надбавкой, пометками «Социальный товар», «Товар по социальной цене», «Выгодная покупка» и другими.
Одним из направлений работы по снижению розничных цен является проведение многочисленных сельскохозяйственных, зональных оптово-розничных универсальных ярмарок. В 2013 году в районах области состоится одиннадцать таких ярмарок. Ежегодно география их проведения расширяется, и в этом году будет организовано на две ярмарки больше, чем в 2012 году. На зональных ярмарках предприятия устанавливают деловые контакты, заключают договоры-намерения, участвуют в круглых столах, семинарах и мастер-классах.
В ежедневном режиме в областном центре действуют две городские социальные продовольственные ярмарки — на улицах Петухова, 69 и Большевистская, 131. С мая по ноябрь на территории, прилегающей к крупному оптовому рынку «Хилокский», работает ярмарка по продаже сельскохозяйственной продукции. За сезон более 70 сельхозпредприятий, фермеров, индивидуальных предпринимателей реализуют здесь покупателям картофель, овощи, фрукты и многие другие продукты.
Товары на ярмарках, как правило, продаются по ценам на 15 — 20 процентов ниже средних розничных по области. Это действенный рычаг сдерживания цен на основные продукты питания.
В результате проводимых региональным правительством мероприятий индекс потребительских цен, по данным Новосибирскстата, у нас в области является одним из самых низких среди субъектов Сибирского федерального округа.
— Стационарная торговля и временные торговые точки. Чему отдается предпочтение? Расскажите о государственной поддержке малого предпринимательства на потребительском рынке.
— Стационарная сеть в регионе довольно широко представлена магазинами как шаговой доступности, так и супер- и гипермаркетами, торговыми центрами. Средняя обеспеченность области торговыми площадями составляет 156 процентов от норматива — 844 квадратных метра на тысячу человек. По данным Минпромторга России, Новосибирская область по фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов находится в первой десятке среди регионов Российской Федерации.
В 2012 году в сферу малого и среднего предпринимательства по программе «Развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012 — 2016 годы» направлен 631 миллион рублей. Высокая эффективность такой поддержки подтверждается тем, что Новосибирская область по итогам 2012 года в очередной раз стала победителем федерального конкурса «Лучший регион (субъект) по развитию малого и среднего предпринимательства».
— Лариса Владимировна, приближается День работников торговли. Что вы пожелаете людям, связавшим свою жизнь с этой сферой деятельности?
— Потребительский рынок занимает в структуре российской экономики особое место. Это связующее звено между производителем и потребителем. Отрасль находится в числе лидеров по вкладу в ВВП и по налоговым поступлениям в бюджет.
Однако основу всего составляют опытные и профессиональные люди. Поэтому от имени министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области поздравляю работников торговли с профессиональным праздником!
Многие из вас этот праздничный день встретят на рабочем месте. Примите слова благодарности за ваш вклад в развитие экономики области, за инициативность и творчество. Желаю вам дальнейших успехов, крепкого здоровья, стабильности и прекрасного настроения!
ФАКТ
В сентябре 2012 года Новосибирская область возглавила рейтинг конкурентоспособности среди регионов России. В рейтинг, составленный Евразийским институтом конкурентоспособности, вошли 30 регионов страны. По оценке Центра развития государственно-частного партнерства, Новосибирская область входит в десятку лучших регионов по уровню развития государственно-частного партнерства.
ДОСЛОВНО
Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области:
— Сегодня мы достигли определенных успехов в торговой отрасли, но нам есть к чему стремиться. Необходимо повышать качество предоставляемых услуг, также нужно думать о новых формах реализации продуктов, которые будут востребованы в ближайшее время, — это региональные бренды и экологически чистые продукты. Торговля — отрасль, которая нужна каждому человеку, и она должна развиваться динамично. Органы государственной власти будут оказывать в этом необходимую поддержку. В частности, мы будем поддерживать те мероприятия, которые повысят покупательскую способность населения, в том числе и за счет снижения цены товаров.
Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергей СЁМКА
— Уважаемые работники торговой отрасли!
Дорогие друзья!
Трудно переоценить роль, которую вносит торговая отрасль в динамичное развитие экономики Новосибирской области. Об этом красноречиво говорят экономические показатели: так, оборот розничной торговли в 2012 году составил 393,4 миллиарда рублей, что превышает показатели предыдущего года.
Успехи в сфере развития потребительского рынка региона очевидны: год от года увеличивается количество предприятий торговли, расширяется ассортимент товаров, предлагаемых населению, улучшается качество обслуживания. Правительство Новосибирской области всемерно поддерживает дальнейшее развитие торговли, ведь в конечном итоге все мы преследуем одну общую цель — сделать жизнь людей более комфортной.
В то же время, уверен, главная ценность отрасли — грамотные специалисты. Работа в сфере потребительского рынка и услуг требует больших знаний, ответственности, самоотдачи и терпения. И вы, уважаемые работники торговли, обладаете этими качествами сполна.
Примите самые искренние поздравления с вашим профессиональным праздником и разрешите пожелать вам дальнейших профессиональных успехов, мира, благополучия и крепкого здоровья!
Сергей ТИТКОВ, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области:
— Я поздравляю всех торговых работников с профессиональным праздником! Мне этот день тоже близок, ведь по одному из образований я товаровед. К тому же в моей семье всю жизнь работали в торговой отрасли, и я не понаслышке знаю, насколько ответственен и непрост этот труд.
Пожалуй, по численности профессия торгового работника одна из ведущих в стране. Новосибирская область в этом плане не исключение. И в большинстве своем наши торговые работники — это настоящие профессионалы: грамотные, идущие в ногу со временем, ведь рынок — одна из самых динамичных отраслей. Да, в 90-е годы пробовали торговать многие, но «случайные» люди быстро ушли. А те, кто выстоял, пережив трудные времена, и сегодня остаются в профессии. Радует, что немало таковых на селе. И я очень их уважаю за преданность любимому делу. Торговля на селе — она ведь особенная. Тем более в нашем регионе, где огромная территория, где многие населенные пункты находятся на удалении от райцентров. Как известно, именно в крупных поселениях больше всего развита инфраструктура: медицинские, образовательные, досуговые учреждения и торговые центры. То есть все, что мы понимаем под словом «комфорт».
Комфортно хотят жить все: и жители мегаполисов, и жители деревень на несколько домов. И они имеют на это право. Наша задача как депутатов и законодателей обеспечить реализацию этих прав, в том числе и покупательские потребности. Закон «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Новосибирской области», так называемый закон о торговле, принятый в 2011 году, как раз призван решить эту задачу. Понятно, что в каждом селе по гипермаркету не построишь. Но мы должны создать условия, чтобы в Северном, Здвинском или любом другом районе жители были обеспечены необходимыми товарами. Тут нужен комплексный подход: хорошие дороги, транспортные маршруты, тогда люди из отдаленных районов смогут выезжать за покупками и в райцентры, и даже в Новосибирск.
Кстати, вместе с законом о торговле была принята соответствующая целевая программа. Среди ее мероприятий особо хочется отметить организацию сельскохозяйственных ярмарок в районах. Мне этот способ реализации покупательских потребностей сельчан и одновременно продвижения сельского производителя кажется наиболее эффективным. Некоторые из ярмарок давно стали традиционными, например Ордынская, Кулундинская, Каинская и др. Именно на таких мероприятиях, на мой взгляд, рождаются бренды. Карасукские мясопродукты уже известны всему региону и за его пределами, венгеровское масло, причем завод уже три года как стоит, а бренд не забыт. Сыры-косички производства двух предприятий Здвинского района вообще представлены в каждом супермаркете Новосибирска, а по слухам, и за границей их можно найти. Так что такие ярмарки еще и статус нашего региона повышают. Ведь если товары покупают, это говорит об их высоком качестве, поскольку современный потребитель стал очень взыскательным. И это хорошо, это стимул для развития торговли.
ЦИФРА
Среди субъектов малого и среднего предпринимательства доля предприятий торговли — 27 процентов