Живая вода музыки
Этнофестиваль объединил представителей разных народов России
Один из старейших этнокультурных фестивалей страны «Живая вода», существующий с 1997 года, объединил под своим крылом все разнообразие культур древней и современной России. На сцене выступали не только классические фольклорные ансамбли, но и представители современных музыкальных и танцевальных течений, направлений и стилей: фолк-рока, битбокса с элементами микширования, горлового пения, мелодий армянского дудука и многих других — всего на одном дыхании не перечислишь.
Территория фестиваля делилась на четыре смысловых зоны. Первая — «спальный район» с местами под палатки, костры и личный транспорт, вторая — территория ярмарки народных промыслов «Руки», третья, самая массовая ближе к вечеру, — площадка перед сценой, наконец, территория творчества — шатры для проведения мастер-классов и тренингов. На этой площадке и происходило все самое интересное, пока главная сцена пустовала.
Цель — научиться всему
На аштанга-йоге не протолкнуться — здесь собрались любители привести в порядок тело и дух с утра пораньше. Ровные ряды «йогов», в позе «вытянутый треугольник» (Уттхита Триконасана), напоминают солдат во время парада или советские плакаты о пользе утренней гимнастики. Чуть поодаль духовные гуру призывают рассевшихся вокруг них слушателей положить себе руку на голову и пробудить свое «я». На инструменте, похожем на миниатюрное пианино без ножек, играет суровая и серьезная на вид женщина в цветастом сари. Ученики послушно поглаживают свои макушки раскрытой ладонью и с глубокомысленным выражением лица закрывают глаза — они погружаются в нирвану медитации. Примерно час спустя на этом же месте парень в славянской рубахе массажирует спину девушке руками в шерстяных варежках с нашитыми на них пластмассовыми шариками — так называемый банный массаж. По словам ведущей этого мастер-класса, в старину наши предки разогревали друг друга подобным образом перед тем как зайти в парилку. Только шарики на вережках у них были из природных материалов.
И в первый, и во второй день проходили мастер-классы по обучению игре на всевозможных музыкальных инструментах: варганах (комузах), флейтах, дудуке, барабанах и на похожем по форме на НЛО хенгдраме (Hang drum). Кстати, на тренинге по игре на этом инструменте участники больше слушали, чем учились: инструмент своеобразной формы с множеством выемок и выпуклостей издавал настолько космические и необыкновенно красивые певучие звуки, что невольно хотелось остановиться и погрузиться в его магию, ничего при этом не делая, чтобы случайно не спугнуть. На занятиях же по хоровому африканскому пению царило необузданное веселье — всем присутствовавшим приходилось издавать настолько непривычные по звучанию для русского уха слова и выкрики, что невольно разбирал смех. Но когда ведущая взмахнула руками, дирижируя импровизированным оркестром, песня неожиданно зазвучала — стройно, нежно и очень музыкально.
Чудеса на ярмарке
Не осталась без внимания публики ярмарка народного промысла. Чего тут только не было: и музыкальные инструменты, и одежда, и украшения, и предметы интерьера и быта, и игрушки, и поделки из камня и дерева. Люди с горящими от восторга глазами ходили между торговыми палатками, примеряя, прикладывая, пробуя на зуб и обнюхивая предложенные товары, как сокровища пещеры Аладдина, переливающиеся на солнце всеми цветами радуги и так легко опустошающие кошельки покупателей. Вот стайка детей столпилась возле лотка со свистульками, вот девушка примеряет пестрый сарафан, а тут — бамбуковые флейты из Украины.
— Здесь очень благостная атмосфера, светлая. Много хороших людей на фестивале встретили. Приятно, что есть такое событие, где можно и пообщаться, и продать плоды своего творчества, — бородатый Яша из Житомира делает флейты сам, и сегодня они, несмотря на внушительную цену, расходятся как горячие пирожки. Вместе с женой мастер почти месяц путешествовал автостопом по Алтаю и специально вернулся в Новосибирск, чтобы попасть на «Живую воду».
«Музыка нас связала»
— Этот фестиваль создан не только для людей, которым нравится этническая музыка, но и для тех, кто хочет прикоснуться к своим корням, — поделился размышлениями директор фестиваля «Живая вода» Лев Кавалерчик. — Программа в основном формируется по популярности исполнителей, и у многих из них сейчас новый репертуар, благодаря чему мы можем их приглашать из года в год. Новое в этом году — приобщение к чествованию Чаусского острога, это, кстати, в полной мере отображено на нашей сцене.
Из почти двадцати музыкальных исполнителей знакомыми показались Карыш Кергилов из Республики Алтай, группы FolkBeat RF из Москвы, «Ива Нова» из Санкт-Петербурга и томская Salmon the Wise.
— Нам очень нравится фестиваль — он один из лучших в России. Публика здесь благодарная — отлично принимает, — наперебой рассказывают ребята из томской фолк-группы Salmon the Wise. — В этом году нас поставили в конце программы второго дня: это очень почетно, накладывает определенную ответственность — не подвести зрителей, отыграть свою программу качественно и с драйвом, завершив своим выступлением фестиваль.
За пятнадцать лет существования «Живая вода» из туристического мероприятия давно превратилась в масштабное культурное событие, способное потягаться по уровню с европейскими фестивалями. Аудитория — люди, желающие не только отдыхать, но и познавать — это родители с детьми, молодежь, студенты, бизнесмены, неформалы и другие. По мнению экспертов, фестиваль стал сибирским аналогом европейских open air — с подобной же атмосферой демократичности и интеллигентности, праздника и качественного душевного и телесного отдыха.
СПРАВКА
Проект «Живая вода» был образован в 1997 году творческим объединением «888» и его руководителем Алексеем Казариновым. Впервые проект проходил под названием «Песни неба и земли». С 2009-го по 2011 год фестиваль проходил в рамках Международного молодежного форума «Интерра». Уже второй год «Живая вода» проводится в Колывани.
ФАКТ
Основная музыкальная часть фестиваля в разные годы была представлена такими мировыми звездами этномузыки, как «Ашхабат» (Туркменистан), Хайнс-Эрих Гедеке (Германия), Коичи Мокигами (Япония), Trigon (Молдавия), Мола Силла (Сенегал), «Зуля» (Австралия), Марлена Мош (Армения), Болот Байрышев (Россия), Gen-DOS (Россия), «Веданъ колодъ» (Россия), «Волга» (Россия), трио Сергея Старостина (Россия) и многие другие. За 16 лет в Сибири выросло и свое поколение талантливых этнических коллективов и исполнителей.
ЦИФРА
В этом году на фестиваль приехали музыкальные группы из десяти регионов России: Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Кемерова, Екатеринбурга, Томска, Республики Алтай, Тывы и Хакасии.