Потенциал развития очевиден
Система потребительской кооперации, созданная в советские годы, и сегодня демонстрирует востребованность и эффективность
Краснозёрское райпо благодаря усилиям руководства и всего коллектива, при поддержке администрации района на протяжении последних лет является лидером в системе потребительской кооперации Новосибирской области. О сегодняшнем дне и планах на будущее нам рассказал Василий ИВАКОВ, председатель Совета потребительского общества.
— Василий Викторович, вы руководите райпо более семи лет, какие проблемы удалось решить, а какие остались?
— Нужно понимать, что практически со времени создания системы потребительской кооперации райпо долгие годы были единственными торгующими организациями на селе. Поэтому в годы экономических реформ нашим преимуществом была сформировавшаяся структура. Правда, в этом и проблема тоже проявилась.
Сегодня мы работаем без дотаций, государственных заказов, на полной самоокупаемости. Численность сельского населения нашего района даже несколько уменьшилась, а затраты на электроэнергию, горючее, воду и тепло, аренду помещений возросли значительно.
За прошлый год объем товарооборота составил 500 миллионов 261 тысячу рублей. По объемам товарооборота мы четвертый год занимаем третье место по Новосибирскому облпотребсоюзу, с учетом того, что опережают нас только Искитимский и Новосибирский районы. Но там и плотность населения выше, и близость к Новосибирску способствует росту благосостояния жителей. Однако же по итогам 2012 года и первого квартала этого года по общей деятельности именно наше райпо заняло первое место.
— Мы проехали по району и увидели в селах и деревнях вполне добротные магазины, разительно отличающиеся от советских: дощатых и бревенчатых по внешнему виду, скудных по оснащению и ассортименту. Поделитесь секретом, как этого удалось добиться.
— Ничего здесь секретного нет. Все последние годы львиную долю прибыли мы вкладываем в реконструкцию, ремонт и оснащение торговых точек и магазинов. Прежде всего в 2006 — 2008 годах во всех магазинах было заменено освещение, отопление и установлена телефонная связь, на тот момент отсутствовавшая практически повсеместно. Параллельно все наши предприятия были оснащены новым, современным торговым и технологическим оборудованием.
Следующим шагом стало улучшение внешнего вида магазинов, вспомогательных помещений и торговых залов, конечно. Эстетика, создание комфортных условий для покупателя и работы продавцов — вот основа дальнейшего развития. Практически во всех магазинах в центральных селах были установлены пластиковые окна и кондиционеры. Отделанные сайдингом фасады зданий выполнены в единой цветовой гамме.
Большая работа была проделана по улучшению качества обслуживания населения, применили новые формы торговли. В частности, перевод всех магазинов райцентра на самообслуживание сразу доказал эффективность. Достижению таких результатов предшествовал большой объем работ. В результате магазин «Кооператор», работающий в этом формате третий год, стабильно держит лидерство в областном соревновании. Ежемесячно его товарооборот составляет шесть-семь миллионов рублей. Впервые в районной потребительской кооперации открылась аптека и цветочный салон. Кроме того, за эти годы мы заменили 70 процентов машин нашего автотранспортного хозяйства на новые. Серьезно поработали с логистикой, оптимизировали поставки.
Сельские магазины самообслуживания в Полойке, Половинном, Октябрьском и Майском тоже являются примером для остальных по росту объемов продаж и расширению ассортимента. В этом году на систему самообслуживания планируют перейти еще два магазина. Вообще, удельный вес Краснозёрского райпо в товарообороте района сегодня составляет 25,2 процента.
— Как насчет конкуренции?
— Расширение ассортимента товаров, регулярность поставок и гибкая ценовая политика — вот то, что позволяет нам успешно конкурировать даже с сетевыми магазинами.
Одна из задач, постоянно стоящих перед нашей системой, — это закрепление покупателя именно в наших магазинах. Поэтому хлеб и хлебобулочные изделия у нас всегда свежие и очень вкусные — сами выпекаем на мини-пекарнях. Ассортимент полуфабрикатов не хуже, чем у сетевиков, цены ниже, а качество выше. Мы продукты для цеха полуфабрикатов закупаем у населения, гарантированно качественные и свежие. Плюс имеем возможность доставить весь ассортимент в самые дальние села.
В 2012 году валовый показатель в нашем общественном питании составил 21 482 тысячи рублей. За 2011 — 2012 годы мы капитально отремонтировали кафе «Астория» в райцентре: отделаны по санитарным стандартам общий и банкетный залы, кухня, кондитерский цех, все подсобные помещения. Оборудованы туалетные, душевая и комната отдыха для персонала. Заменено все технологическое оборудование. Сейчас занимаемся проектированием расширения цеха по выработке полуфабрикатов.
Коллектив у нас дружный, молодой, работоспособный. Сегодня в системе работают 373 человека, преимущественно женщины. Перспективных молодых людей приглашаем на работу из кооперативного техникума, который готовит будущие кадры потребительской кооперации здесь, в райцентре. Не забываем и работоспособных пенсионеров: их у нас 30 человек. Планов, конечно, много, желание и возможности их реализовывать есть. Сельские жители нуждаются не меньше городских и в сервисе, и в высокой культуре обслуживания, и в полном ассортименте товаров, необходимых для достойной жизни. Мы стараемся это им обеспечить.