USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Здравствуйте к вам!

Зоя ТЮРИНА
Звучит родная песня. Фото Зои ТЮРИНОЙ
Звучит родная песня. Фото Зои ТЮРИНОЙ

В Кыштовском и Северном районах работала фольклорная экспедиция

В Северное прибыла фольклорная экспедиция, организованная Новосибирским центром белорусской культуры. Кстати, он единственный в России. Директор центра Нина Кабанова является членом консультативного совета при министре культуры Республики Беларусь, членом международной организации «Батьковщина».

— Главное чувство, которое объединяет наших белорусов, — ответственность за сохранение национальных традиций, культуры предков, сто лет назад приехавших в Сибирь. В Новосибирской области места компактного проживания белорусов — Кыштовский и Северный районы, именно по этим «адресам» и работает наша экспедиция.

На пороге красивого сельского дома гостей встречает хозяйка, Варвара Харитоновна Рябчикова. Между ней и известным белорусским этнографом и писателем Иваном Ивановичем Круком начинается ритуал приветствия:

— Здравствуйте к вам!

— Пожалуйте к нам!

«Эти песни мама пела»
В годы Столыпинской реформы в Сибирь из Белоруссии ехала отнюдь не голытьба, куда чаще это были большие работящие семьи, которым на родине не хватало земли. Везли нажитое имущество, да такое, что пережило век и способно бы и по сей день служить наследникам, да век этот крепко изменил в народе представление об устройстве быта. Зато богатая экспозиция получилась в районном музее. Здесь мебель, посуда первых переселенцев, орудия труда, на стендах — фотографии добротно одетых людей, как правило, с чадами и домочадцами.

Но в музей перекочевало не все. Многое и, пожалуй, самое ценное, осталось в головах и душах потомков. Вот и у Варвары Харитоновны и ее мужа Эдуарда Петровича новый дом построен с учетом опыта прежних поколений. Печь на две топки, летнюю и зимнюю, и, конечно, с полатями. Под единой крышей с домом и подсобные помещения, и даже колодец, чтоб водичка была доступна в любую погоду. На веранде — раскладной деревянный стол, за которым 30 человек легко устроятся и никому тесно не будет. На столе ядреный квас на березовом соке, блины на сыворотке.

Гости из Новосибирска и Минска уже побывали на репетиции фольклорно-этнографического ансамбля «Зорюшка». Подробно снимали и записывали, уважительно комментировали.

Корни народной песни тут глубокие. Начиналось все в знаменитом селе Бергуль в середине прошлого века. «Бергульские бабушки» не однажды выступали в Москве, пели в институте имени Гнесиных. В истории коллектива остались грампластинки, сборники песен.

Многолетний руководитель коллектива Сергей Иванович Осипов сейчас глава культурно-досугового центра в Северном: здесь он основной поборник преемственности народной песни. У фольклорной группы есть младшая сестра «Добродея», которая, в свою очередь, шефствует над детской «Семейкой». В репертуаре каждой — народные песни, хороводы, крутихи. Характерная особенность в том, что это нравится молодежи. Здесь даже зарождается традиция свадьбы играть по старинному обряду. Это ведь тебе не застолье после ЗАГСа, тут величают жениха и невесту, славу поют их молодой семье.

Народные песни действительно завораживают. Услышал, выучил — и они остаются с тобой навсегда. Братья Осиповы когда-то с мамой ходили на складчины — сельские гулянья. Оттуда в их семейном репертуаре более ста песен, которые переходят из поколения в поколение:

— Когда-то я пел детям колыбельную: «Жил такой дедулька». Они улыбались и быстро засыпали. А теперь мой сын поет ее своему сыну, и реакция малыша та же.

Наука достойно жить
Для доктора исторических наук Елены Фёдоровны Фурсовой встреча в доме Рябчиковых стала истинным подарком. Хозяйка продемонстрировала участникам экспедиции национальное погребальное одеяние — от рубашки до савана. Рассказала, что шесть лет сильно болела, практически не вставала с постели и попросила подругу «собрать ее в дальнюю дорогу». Та постаралась: сшила все как полагается, по принятому обряду.

В семье хранятся даже поршни — кожаная погребальная обувь. Как оказалось, это теперь большая редкость, не каждому этнографу и собирателю славянской старины доводится их увидеть. Правда, для собственной дороги Варвара Харитоновна приготовила изящные туфельки:

— Уже третьи меняю. Как увижу в магазине что получше, так и покупаю. Я ведь всю жизнь работала, так неужели не заслужила, чтоб красивой перед Господом предстать!

Это тоже наука великих предков: жизнь прожить достойно, чтоб не бояться ни старости, ни смерти.

Было видно, что гостя из Беларуси наши бабушки очаровали:

— Какой посыл жизненной энергии! Да это родник вековой мудрости! По-хорошему надо бы не на денек-другой, а на месяц сюда приезжать. Основательно поработать, вжиться в духовное поле сибирских белорусов. Земной поклон им, что сохраняют в чистоте национальные традиции.

Но по законам Республики Беларусь чиновник не имеет право быть в командировке более четырех дней. И это вместе с проездом. А Иван Крук при должности — ректор Государственного института культуры. Так что даже к чистейшему роднику приехать на месяц у него никак не получается. Однако эти драгоценные несколько денечков участники экспедиции заполнили до краев.

МНЕНИЕ
Иван КРУК, ректор института культуры Республики Беларусь, писатель:
— На протяжении сорока лет изучаю белорусскую традиционную культуру. В основном, конечно, на родной почве, но большой интерес для ученых представляют и такие феномены, как сохранение родных корней в условиях иноэтнического окружения. Всем известен пример казаков-некрасовцев, триста лет проживших в Турции по законам и устоям предков. Старался отслеживать и судьбы потомков белорусов, которые сто с лишним лет назад переселились в Сибирь, но до сих пор исключительно по книгам, публикациям в прессе, на встречах на фестивалях национальных культур. И тут такая удача — пригласили в экспедицию.

Спасибо жителям Кыштовского и Северного районов: я увидел кусочек белорусской души на русской земле. Тут тоже пример исторического феномена: пять поколений переселенцев контактировали с татарами, русскими, мордвой, украинцами и все-таки умели передавать детям в неизменном виде культуру и традиции своего народа. Я шел по улице и легко находил тому примеры: вот палисадник устроен по-нашему, ухо филолога отмечало диалект, а уж какое наслаждение общаться с певцами фольклорных коллективов!

Фотографии статьи
В гостях у Варвары Рябчиковой. Фото Зои ТЮРИНОЙ