USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Новая мама нам… не нужна?

Мария БЕЗДЕНЕЖНЫХ
У многих одиноких отцов не складывается личная жизнь. У многих одиноких отцов не складывается личная жизнь
У многих одиноких отцов не складывается личная жизнь. У многих одиноких отцов не складывается личная жизнь

Мать-одиночка, самостоятельно воспитывающая детей, — явление хоть и печальное, но в наши дни довольно распространенное. Известный факт, что по большинству решений суда при разводе ребенка отдают именно матери. Но ситуации, когда ребенка или даже нескольких детей воспитывает одинокий мужчина, как оказалось, тоже довольно распространены.

В советском фильме «Служебный роман» один из главных персонажей, Новосельцев, незадачливый отец-одиночка с двумя детьми («мальчик и тоже мальчик»), разрывается между домом и работой, пытаясь наладить попутно еще и личную жизнь. В конечном итоге фильм заканчивается хэппи-эндом, и семейные отношения у героя складываются. К сожалению, не все так гладко у современных новосибирских отцов-одиночек, с которыми пообщался наш корреспондент.

Один за всех
Постоянная нехватка денег, свободного времени, внимания и других жизненно необходимых материальных и духовных благ — общий бич всех одиноких матерей и отцов. Когда в семье только папа, некоторые проблемы порой приобретают просто катастрофические масштабы.

Раннее утро в семье Васильевых. Молочная каша и яблочный сок на завтрак. Трое детей (мальчик и две девочки-близняшки) сидят за столом, вяло ковыряя ложками в тарелках. Их папа Андрей почти три года самостоятельно готовит еду, стирает вещи, убирает в доме, возит детей в школу и сад и выполняет все остальные функции одновременно и мамы, и папы. Деньги он зарабатывает продажами через Интернет.

— Проблема даже не в том, что мне практически с нуля пришлось всему учиться — в доме просто не хватает женской руки. Вроде и прибирать стараюсь регулярно, и готовить повкусней, а все равно не так, как у бывшей жены, получается, — рассказывает Андрей, параллельно делая и упаковывая бутерброды в школу старшим дочерям. Мама семейства Васильевых уехала на стажировку в Германию, там встретила другого мужчину и в Россию вернулась уже за разводом. По обоюдному соглашению дети остались с отцом: новый муж не захотел брать в семью детей от предыдущего брака. Анна регулярно присылает из-за границы деньги и посылки с одеждой и игрушками.

На двух с половиной работах
Но ситуация Васильевых не классическая: обычно одиноким отцам финансовую поддержку никто не обеспечивает. Сергей Карманов воспитывает дочь тринадцати лет и сына-первоклассника. Работает охранником в магазине. Зарплата небольшая, поэтому приходится подрабатывать. Как может, помогает мама Сергея: то поесть приготовит, то в доме приберет, то детей к себе забирает, когда сын уходит на сутки.

— Они так и живут на два дома. Получается, что я их редко вижу, но зато дети под присмотром, и я знаю, что в мое отсутствие они не останутся голодными, лягут спать вовремя, уроки будут сделаны.

В ответ на вопрос о поисках спутницы жизни и мамы для детей Сергей морщится, пожимает плечами и вздыхает: «Да когда мне? С моими двумя с половиной работами времени даже на сон почти не остается».

Вне конкуренции
Нет времени на личную жизнь и у Максима Зайцева. Он занимается доставкой на собственном авто различных запчастей и металлических деталей заказчикам, которых самостоятельно ищет через Интернет. Максим большую часть своего времени проводит в разъездах по области и соседним городам. Он считает сказочным везением то, что у него свободный график, который он может регулировать сам. Когда папа в отъезде, дети живут у бабушки с дедушкой — родителей Максима.

— Я считаю себя плохим отцом: все время кажется, что могу больше внимания детям уделить, а никак не получается, — сокрушается Максим. — Новую жену в дом приводить пока не тороплюсь. Во-первых, все время в разъездах. А во-вторых, если честно, боюсь: вдруг дети ее не примут, что тогда делать? Или у нас с ней не сложится…

Особенно Максим опасается проблем со средней дочерью. Ей восемь лет, и, по мнению отца, у девочки непростой характер. Да и к родной матери она очень привязана и часто с ней видится. Максим считает, что конкуренции дочь не потерпит.

Немного позитива
У Константина Филимонова — дочь Света, школьница девяти с половиной лет. Девочка все умеет делать сама: и косы заплетать, и дома прибираться, и ужин к приходу с работы папы может приготовить, и постирать, если надо. Пришлось научиться. Константин работает массажистом в муниципальной больнице, зарплата восемь тысяч рублей, в свободное от работы время ходит по частным клиентам. Домой приходит глубоким вечером. Пожалуй, он единственный из опрошенных отцов-одиночек, у которого были позитивные сдвиги в деле поисков супруги. Но сейчас он снова один.

— Да, сначала все хорошо было. Подвело то, что последняя жена была слишком молодая, не нагулялась еще, да и не в состоянии оказалась выдержать рядом с собой взрослого ребенка, который постоянно требует внимания. Сама еще как дитя, какая уж из нее мать... Пришлось развестись, — рассказывает Константин. Но молодой отец не отчаивается и собирается продолжать поиск.

Очень важная поддержка
Развод — тяжелая психологическая травма как для детей, так и для родителей. В первое время основные эмоции — это чувство подавленности, ощущение собственной ненужности, апатия. Многие респонденты употребляли в беседе такие слова, как «опустились руки», «жить не хотелось», «острое чувство одиночества», «беспомощность». По мнению специалистов, в такой момент очень важно оказать моральную поддержку: проявлять пусть даже небольшие знаки внимания, разговаривать с ними по телефону, «вытаскивать» на прогулки, помогать в домашних делах. А одиноким родителям нужно помнить не только о своей беде, но и о детях, которым в этот момент очень тяжело и которым остро требуется помощь близкого человека.

(Все имена и фамилии по просьбе респондентов изменены. Совпадения просьба считать случайными.)