USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Нет запчастей для человека

Наталья НАШТАЛОВА
Коллаж Никиты СЕНАТОРОВА
Коллаж Никиты СЕНАТОРОВА

Государственные инспекторы охраны труда знают много страшных историй, которые происходят в стенах офисов, заводов и фабрик

Пошел на работу и вернулся с нее инвалидом либо не вернулся вообще. Засунул руку в работающий станок и остался без пальцев, вышел из офиса и упал замертво. Такие случаи в нашей области происходят, к сожалению, не так уж редко, но самое страшное в том, что пострадавший работник чаще всего не получает от работодателя никаких компенсаций. Не постесняемся этого слова — выбить какие-то деньги можно только по решению суда.

Злосчастная крышка люка
Свежая производственная драма, характеризующая состояние дел на производстве, где часто имеют место недогляд и проблемы с оборудованием, произошла в области всего месяц назад, рассказали нам в инспекции труда.

Молодой человек, формовщик, получил серьезную травму живота во время работы с автоклавом, с которого сорвалась крышка люка. С внутренним кровоизлиянием пострадавшего увезли в больницу. Он пережил серьезную полостную операцию, потерял много крови, у него повреждены все внутренние органы, но вскоре — с огромным шрамом от подбородка до пупа — он снова вернется на работу.

Руководство предприятия намеревалось представить виноватым своего подчиненного, мол, сам по неосторожности причинил тяжкий вред собственному здоровью, но дело неожиданно приняло иной поворот.

— Стали разбираться, что же произошло, и была выявлена масса нарушений, — рассказывает Владимир Алимов, начальник отдела надзора и контроля по охране труда в организациях промышленности и энергетики Государственной инспекции труда в Новосибирской области. — Оказалось, что молодой человек и близко не должен был подходить к этому автоклаву. Во-первых, аппарат был практически нерабочим, экспертиза показала, что резьба на крышке люка имела максимальный износ. Во-вторых, работодатель не обучил молодого человека этот автоклав использовать.
Чем закончится эта история? Юридическое лицо привлекут к административной ответственности, комиссия вынесет наказание и передаст материалы проверки в органы прокуратуры и следственный комитет. Молодой человек может потребовать от работодателя компенсацию морального вреда.

— К сожалению, реальность такова, что если в трудовом договоре прописаны выплаты в случае каких-то происшествий, тогда они производятся (ФЗ № 125), если нет, то нет, — разъясняет Владимир Алимов. — Чаще всего человек получает только выплаты по больничному листу из фонда социального страхования. Какой будет исход в ситуации с автоклавом, предугадать трудно. В прошлом году был подобный случай. Мужчина травмировался на производстве и лишился трех пальцев на руке. Судился долго, просил 120 тысяч, но получил только 60.

Отвечает тот, кто главный
— Крайним во время несчастных случаев на производстве чаще всего оказывается человек, назначенный следить за охраной труда, но по Трудовому кодексу ответственность за происходящее в первую очередь несет руководитель. От этого никуда не уйти, поэтому надо быть внимательнее к людям, — советует Владимир Алимов.

Пренебрежение инструкциями часто заканчивается трагически. Вот еще одна из недавно произошедших историй. Начальник участка (электротермическое оборудование) заживо сгорел на рабочем месте. В 14 часов он отправил работников домой и остался коротать досуг в одиночестве. В 17:30 ему позвонила супруга, а около 20 часов работники ночной смены увидели всполохи огня. Пока сбегали за огнетушителями, пока приехали пожарные, спасать уже было некого. Прибывшие на место происшествия специалисты увидели обгоревший труп, открытый сейф и сгоревший магнитофончик...

Впоследствии выяснилось, что пожар вспыхнул от сигареты. Содержание алкоголя в крови у мужчины превышало все допустимые нормы — 5,3 единицы, в переводе на русский — 2,5 бутылки водки. При этом в должностных обязанностях начальника цеха, показало расследование, значился пункт: он должен был вывести своего подчиненного за пределы производства после окончания смены, но не сделал этого...

Хотел переждать дождь
— Иногда работодатель, невольно допустивший несчастный случай на производстве, проявляет благородство, но такие случаи — это скорее исключение из правил, — говорит Владимир Алимов.

...Мужчина попытался залезть в кабину экскаватора, чтобы переждать дождь, поскользнулся и упал с высоты 1,8 метра… Машина стояла в это время без дела, свидетелей не было, никто не видел, как все произошло.

В больнице сделали операцию, но на третий день пострадавший, грузный мужчина, умер. Он погиб по роковой случайности из-за собственного веса. В происшествии обвинили работодателя, который не обеспечил безопасные условия труда. Возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Работодатель выплатил за погибшего две приличные ссуды — оказал помощь семье, оставшейся без кормильца.

В шаге от смерти
— На мой взгляд, основная причина, почему происходят несчастные случаи на производстве, состоит в том, что сейчас работодателя никто не учит работать. Он руководит, но по сути не вникает в свое производство, — размышляет Владимир Алимов. — Часто бывает, что начальник ни разу не держал в руках Трудового кодекса и не знает своих обязанностей, при этом убежден, что все под контролем. А при несчастном случае начинаем документы поднимать — там недочет, здесь недочет...

Бывают и случаи чудесных спасений на производстве, когда смерть буквально проходит в шаге. Один из таких случаев недавно произошел в Коченёво. Мастер дал команду электрику привести в порядок один из приборов. Тот взял лестницу и полез на высоту пяти метров. Отремонтировал и кричит, пойди, мол, проверь, работает или нет. Мастер, державший лестницу ногой, делает шаг в сторону, лестница падает. Работник с пяти метров летит прямо на бак с кипятком, но не попадает туда и приземляется на пол, отделываясь лишь переломами двух ребер.

И в этом случае виноват оказался работодатель, рассказали в трудинспекции, потому что у человека, работающего на высоте, не было страховочного пояса.

Незрелый капитализм
— Правила охраны труда придуманы не для того, чтобы мешать бизнесменам делать деньги, а для того, чтобы сберечь человеческие жизни, — констатирует Владимир Алимов. — К человеку, к сожалению, еще не изобрели запасных частей. По факту же работы выполняются с нарушениями почти везде. Капитализм у нас только назрел, пока его сложно назвать цивилизованным, жалобы на работодателей идут потоком.

Помогать людям часто мешает их собственная правовая неграмотность. Многие работодатели не спешат заключать со своими работниками трудовые договоры. Пока ничего не случилось, работника все устраивает, когда же начинаются проблемы, он начинает искать выход, а помочь в такой ситуации практически ничем нельзя.

Не надо проходить мимо
Случаи из обширной практики трудовой инспекции, к сожалению, свидетельствуют, что равнодушия и попустительства кругом, и не только в производстве, у нас еще пруд пруди. К примеру, известен случай, когда мужчина в возрасте 78 лет по указанию начальства полез спиливать ветки с дерева и выпал из люльки. Кому пришла идея, что этот вариант — самый лучший?

Но все же бывает, что люди обращают внимание на подобные несоответствия и не проходят мимо.
— Был пример — ребята сбрасывали снег с крыши здания напротив прокуратуры, — вспоминает Владимир Алимов. — Сотрудник ведомства вышел, увидел все происходящее и не стал молчать. Со стороны работников было много недовольства, но я считаю, что сотрудник поступил правильно. Не надо смотреть со стороны, как люди нарушают правила безопасности и рискуют своими жизнями. Сегодня повезло, а завтра может произойти трагедия.