USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Пять тысяч километров музыки

Оксана САУШКИНА
Басист Луи Шильд. Фото Оксаны САУШКИНОЙ
Басист Луи Шильд. Фото Оксаны САУШКИНОЙ

Концерты необычного международного музыкального тура прошли в Новосибирске, а затем в Барабинске

Какая идея заставляет нас отложить все дела и отправиться в путешествие? Вариантов тут может быть масса. Это и отдых, и «охота к перемене мест», и серьезная наука. Участники «МузЭнергоТура» на этот вопрос отвечают так: «Мы просто путешествуем, играем, и нам хорошо».

Из Дубны в Тыву
Они едут из Дубны в Тыву — это почти пять тысяч километров! — и в местах остановок дают концерты. Очередная встреча со зрителями состоялась в Барабинске.

…Парни удобно устроились на крыльце городского Центра культуры и досуга. Кто печенье ест, кто самокрутки курит. Речь слышится явно не русская. Улыбчивые, бородатые и немного уставшие — уже полмесяца автобус с музыкантами едет по России.

«МузЭнергоТур» — это гастрольно-концертный маршрут. В проекте участвуют несколько коллективов. Многие из них — наши соотечественники, но вместе с ними в автобусе и на концертных площадках ребята из Швейцарии, Франции, Италии, Бразилии, Чили и Испании. Такое мероприятие проводится впервые. Юрий Льноградский, продюсер тура и ведущий концертов, рассказывает, что позвало их в дорогу.

— Мне как-то посчастливилось побывать на фестивале «Устуу-Хурээ» в Тыве. Там вершилось чудо! Совершенно неожиданная и странная музыка овладевала слушателями и определенно многое меняла в понимании мира. Через некоторое время мы что-то подобное сделали у себя в Подмосковье. Фестиваль прошел на высоком эмоциональном и духовном подъеме. Каждый коллектив играл свою музыку, и она сближала людей, расширяла наш взгляд на мир.

По завершении фестиваля его организаторы решили объединить усилия и сделать подарок своим восточным братьям — привезти в Тыву те коллективы, которые они к себе пригласить не в состоянии, и заодно «расширить» до тувинского взгляд на мир западных музыкантов.

Увидеть колесную лиру
Программа концертов тура по стилистике совершенно разноплановая. Это задумывалось специально, чтобы человек, который пришел послушать джаз, вдобавок ознакомился и с другими направлениями. Принцип примерно такой же, как был у «товара с довеском» в СССР. На одной сцене соединились радикальный авангард с джаз-роком, смесь традиционной испанской музыки и джаза, исполненная на колесной лире (инструменте, который многие барабинцы видели впервые), и другие совершенно экспериментальные композиции, вплоть до абсолютной импровизации…

Во время выступления гостя из Чили по имени Раймундо художница Соль Диас при помощи компьютера и электронного пера прямо во время исполнения произведений создавала на экранах различные картинки — эдакое визуальное сочинительство на глазах у изумленной публики.

Зрители приняли гостей очень приветливо. Вот только было их… меньше четверти зала. Но это нисколько не повлияло на атмосферу мероприятия. Как сказал Юрий Льноградский в перерыве между выступлениями: «Пока в зале будет оставаться хоть один человек, мы будем играть». Также он сообщил, что все равно количество здесь собравшихся превышает среднее число присутствующих в европейском клубе на концерте.

Александр Маркварт — музыкант из Кемерова, который имеет опыт выступлений как за границей, так и в России, пояснил мне, что им приятнее выступать не на сцене, а в тесном кругу единомышленников. И наша барабинская сцена даже большая! А я вспомнила: когда здесь же проходил фестиваль местных хип-хоперов, которые читали тексты про свою «сложную» судьбу, про «пацанчиков», их «телок» и жизнь на районе, то в зале яблоку негде было упасть. Что ж, выводы сделаете сами...

Воздушный шарик игры
Однако гости не в обиде. Российская аудитория, по словам иностранцев Луи Шильда и Алена Блесина, что называется, в лучшую сторону отличается от европейской.

— У вас публика более эмоциональная, открытая и всегда подходит после концерта сказать спасибо. Мы не встречали такого за рубежом. Это очень приятно.

Большинство из путешествующих не первый раз в нашей стране и потому выучили несколько слов и фраз, таких как «спасибо», «здравствуйте» и других. Одному из музыкантов понравилось слово «страх», и он за пару дней до приезда в наш город написал композицию под этим названием, которая была исполнена на сцене.

— Так, глядишь, за время путешествия и альбом запишут! — говорит Дарья Никитская, координатор тура.
Музыканты вливались в происходящее на сцене всей душой, и это вызывало симпатию. Во время выступления трио Люсьена Дюбюиса несколько участников бегали позади с воздушными шариками. Вспомнилось: «Мы просто путешествуем, играем, и нам хорошо». В этом и сконцентрирован весь смысл и замысел этого одновременно профессионального и очень демократичного тура.

СПРАВКА

«МузЭнергоТур» — гастрольно-концертная поездка, которая проходит с 22 июня по 22 июля 2013 года и соединяет два фестиваля, по случайности имеющих одинаковые порядковые номера. Это XV Международный фестиваль честной музыки «МузЭнерго» (г. Дубна, Московская область) и XV Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» (г. Чадан, Республика Тыва). Роднят их в первую очередь независимость, открытость и нестандартность организации. Оба фестиваля бесплатны для посещения, собирают несколько тысяч человек, допускают появление на сцене самых неожиданных по стилистике составов самой странной географической представительности. Организационно тур проходит таким образом: музыкальные коллективы, собравшиеся в Дубне, после участия в фестивале «МузЭнерго» садятся в автобус и начинают перемещаться бросками в несколько сотен километров ежедневно в сторону Тувы, давая по пути концерты.

Фотографии статьи
Творческий тандем из Чили: гитарист Раймундо Сантандер и художница Соль Диас