Прогулка по детскому селу
Учителя приняли на воспитание в собственные семьи ребятишек, оставшихся без родителей
Опыт семейного устройства сирот в селе Иванкино Каргатского района без преувеличения можно назвать уникальным: почти половина местных школьников — приемные дети, приют и заботу которым дали педагоги и другие работники школы. Добрый пример оказался заразителен: кандидатов на роль приемных пап и мам в Иванкино становится все больше. О том, как живут дети в новых семьях, мы узнали, побывав в селе.
«Рискнули и не жалеем»
Молодая жизнь села Иванкино бьет ключом. Смех, шум, ребячьи голоса в школьных коридорах не умолкают даже летом, и трудно себе представить, что несколько лет назад существование этой школы было под вопросом. Дети из местных семей выросли, разъехались по городам и весям — кто в вуз, кто в армию. В итоге число учеников катастрофически сократилось.
Когда пошли мрачные толки о закрытии школы, у преподавателей возникла идея стать приемными родителями. Тем более что потенциал многих семейных пар — все еще молодых и энергичных — не исчерпан. Приняв на вооружение принцип «чужих детей не бывает», учителя решили спасти школу и одновременно сделать добро: подарить дом одиноким ребятишкам.
— Что такое для учителя потерять работу? — размышляет директор Иванкинской общеобразовательной школы Николай Хоменко. — Отрываясь от школы, люди теряют ориентиры: ни профессионального роста, ни заработка. Жизнь резко меняется. Поэтому мы подошли к проблеме серьезно, каждый решил за себя.
Первыми рискнули завуч и повар Иванкинской школы. В 2007 году они отправились в Новосибирск и вернулись в село вместе с приемными сыновьями. Эстафету подхватили директор с супругой — учительницей математики, и постепенно многие их коллеги пришли к общему знаменателю, решив, что дело того стоит.
Сегодня из девяти учителей школы пятеро являются приемными родителями. Их примеру последовали другие жители села, и результат налицо: если раньше в школе обучалось менее двадцати детей, сегодня за партами сидят тридцать девчонок и мальчишек. Тринадцать из них — приемные дети.
Молодильный феномен
У каждой семьи, приютившей сироту, — свой путь, свои педагогические открытия, радости и печали. Например, супруги Хоменко, прежде чем взять ребенка из детдома, вырастили двоих кровных детей — дочку и сына. Однако муж и жена сбросили с плеч долой десяток лет, когда приняли на воспитание Серёжу.
— Мы с супругой буквально помолодели, — вспоминает Николай Хоменко. — Вместе с Серёжей вновь пошли в первый класс, взялись за азбуку и другие школьные предметы. В конце концов пришли к выводу, что, как бы ни была велика ответственность, не надо ее бояться. Ведь общаться с ребенком, заботиться о нем — огромная радость.
Впрочем, новые отношения даются непросто, и приемные родители этого не скрывают. По словам Николая Васильевича, найти Серёжу им удалось лишь со второй попытки. Первый опыт закончился печально: мальчик, которого супруги привезли из детдома, видимо, был тяжело болен, хотя о диагнозе никто не предупреждал.
— Поведение ребенка резко изменилось… Возникло ощущение, что перед нами маугли, который не реагирует на слова. Мы поняли: мальчик неуправляем, ему нужна врачебная помощь. Он пробыл у нас одну ночь, и пришлось вернуть его обратно, — рассказывает Николай Васильевич.
К чести супругов Хоменко, неудача их не смутила. На сайте минсоцразвития они увидели фото Серёжи, и мальчик им сразу понравился. Пригласили ребенка в гости, пообщались и приняли решение.
— В детдоме нам объяснили, что мальчишка сложный, шебутной, но напоследок добавили: «Ничего. Вы же педагоги! Справитесь». Так и получилось. Сначала Серёжа остро реагировал на замечания, плакал, грозился убежать в детдом. Это и неудивительно, ведь ребенку столько пришлось пережить! Главное — он ценит заботу и постепенно выправляется. Видит, как ведут себя другие. Понимает, что мы не делим наших детей на родных и приемных… Думаю, если родители говорят, что с приемными детьми никаких проблем нет, значит, они просто лукавят. С собственными детьми и то проблем хватает, а с приемными их еще больше. Хотя при желании трудности можно преодолеть.
Нюансы взаимоотношений в семьях, принимающих детдомовцев, более серьезны и глубоки, поскольку речь идет не о годовалых крохах, а о ребятишках школьного возраста, у которых основные жизненные принципы уже сформированы. О детях, которых не переделаешь под себя. В этом еще одна особенность иванкинского опыта: учителей не пугает контакт с подростками, они усыновляют именно школьников. Одна из причин такого выбора — отсутствие в селе детсада. Ведь если в семье нет бабушки с дедушкой, малыша не на кого будет оставить, поясняют педагоги. А если возраст ребенка позволяет, почему бы не взять его с собой на работу в качестве ученика?
Среди проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи, — взаимоотношения с биологическими родителями. Так, гардеробщица школы Ирина Драчева воспитывает двоих приемных ребятишек девяти и пяти лет. Но первоначально детей было трое.
— Мы привезли из детдома двух мальчиков и девочку, о которой давно мечтали, — говорит Ирина Алексеевна. — Ведь у нас уже были двое взрослых сыновей. Но девочка прожила у нас только девять месяцев и вернулась к маме, которая не была лишена родительских прав. Конечно, хотелось, чтобы девочка пожила у нас подольше, мы бы нашли общий язык. Но все-таки я поняла, что с мальчиками мне как-то легче, привычнее. Мои ребятишки всегда вместе — друг за друга стоят как братья. Я ни о чем не жалею!
Заветное слово «вместе»
Самая большая многодетная приемная семья в Иванкино — супруги Заварзины, слава о которых прогремела на весь регион. Поставив на ноги двоих сыновей, они взяли на попечение семерых приемных детишек: четырех мальчиков и трех девочек. Людмила Заварзина — завуч школы. Как уже упоминалось, именно ее пример вдохновил многих односельчан позаботиться о сиротах.
Наверное, одна из замечательных черт этой семьи — легкость, с которой папа и мама Заварзины подходили к выбору воспитанников. Супруги не ставили перед собой цель отыскать непременно девочку — белокурого голубоглазого ангелочка, воплощенную мечту большинства опекунов. Как только представилась возможность, взяли мальчика, а когда старший сын уехал поступать в университет, забрали из детдома и приняли в свое «мужское царство» трех братьев.
В скором времени многодетным родителям улыбнулась удача. Служба опеки подыскала для них долгожданных девочек, трех сестер-погодок. И как только муж с женой взглянули на фотографию малышек, единодушно решили: «Берем!» Особых сомнений не было, так как сами Заварзины росли в больших семьях: у родителей Юрия Ивановича было одиннадцать детей, у родителей Людмилы Николаевны — четверо.
Сегодня все приемные дети полностью адаптированы к жизни в семье и к деревенскому быту.
— Ребятишки приучены ко всему, — рассказывает Людмила Николаевна. — У нас хозяйство: две коровы, двое телят, овцы, гуси, пасека. У каждого из детей свои обязанности. Все как в обычной семье.
И добавляет, что трудовым воспитанием занимается в основном отец. Вместе с мальчиками Юрий Иванович построил игровую площадку перед домом. Карусели, качели, лазалки не заводские, самодельные. А чтобы жилось ярче и веселей, разрисовали заборы и стены картинками:
— Рисовал старший сын Андрей, — делится секретами папа. — Он у нас в семье за художника. А раскрашивали все вместе.
Вместе... Быть может, это и есть то самое волшебное слово, произносить которое дети учатся прежде всего в семье? Слово, которое не заменят никакие подарки от посторонних людей, даже самые щедрые.
КОММЕНТАРИЙ
Ольга ПОТАПОВА, заместитель министра социального развития Новосибирской области:
— Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с прошлым годом снизилось на 1 300 человек, процент устройства в замещающие семьи возрос с 78,6 до 81 процента. Это серьезный прорыв в работе. И тем не менее успокаиваться рано, так как в государственных и муниципальных учреждениях проживают еще 2 300 детей. Одна из главных задач — обеспечить грамотное, качественное сопровождение ребенка, попавшего в замещающую семью. В тридцати районах области службы сопровождения работают достаточно эффективно, и к концу года мы постараемся охватить все районы, так как видим в этом большую необходимость. В прошлом году зафиксировано 154 отказа замещающих родителей, которые не справились с воспитанием детей переходного возраста. Отказы имели место преимущественно в тех районах, где отсутствовали службы сопровождения. Людям порой не хватает информированности, подготовки. Но в том, что у нас очень много отзывчивых родителей, готовых принять ребенка-сироту на воспитание, я абсолютно уверена.
ФАКТ
По данным за 2012 год, в Новосибирской области проживает 1 550 семей, в которых на воспитании находятся 1 600 усыновленных детей