Китай: обнять необъятное
Посетить КНР означает мечтать о новой туда поездке: впечатлениями об этой удивительной стране делится наш корреспондент, в составе делегации российских журналистов побывавший недавно в Поднебесной
Китай стал близким и любимым как-то сразу. И вовсе не из-за урбанистических красот и космического обаяния Пекинского аэропорта или пятизвездочных отелей, в которых во время недельного путешествия по стране селили российских журналистов. Безусловно, приятно было и гостеприимство встречающей стороны – представителей руководства Государственного управления по делам туризма КНР, и сердечное, почти родственное общение с нашими гидами – Макаром и Колей. Первый (они гуманно не обременяли нас своими китайскими именами) опекал нас в столице, второй – во время знакомства с провинцией Шаньдун. Удивительно другое: были очень теплыми и открытыми к нам, сибирякам-путешественникам, и располагали к себе, как давние знакомые, люди совершенно случайные – все те, кого мы встречали на улицах, в музеях, парках, на любых зигзагах туристических маршрутов. При том, что языковой барьер оказался абсолютно непреодолимым: никакие «огрызки» школьных знаний английского в ход не шли, узнаваемых общеевропейских корней в гортанном китайском выговоре ждать не приходилось: с обеих сторон – только улыбка, растолковывающий жест или шутливая гримаса.
Живи и радуйся!
Вообще, терпимость, толерантность, показалось мне, у жителей Поднебесной в крови. Самый наглядный и показательный пример – мирное сосуществование бесчисленных велосипедистов в едином транспортном потоке с автобусами, джипами и прочей автофауной. Причем, заметно: ведут на дороге себя они на равных. Но, как пояснили нам, в страховом случае – правота всегда на стороне пешехода или веловладельца: мол, человек, он, ценней, чем железо – по всякому. К слову, в Китае не принято брать кредит на покупку автомобиля, на жилье – да, это жизненный приоритет, а машина – баловство, роскошь, и приобретается теми, кому она действительно по карману.
Какое самое главное наше знание о Китае до знакомства с ним? – То, что это страна с населением в 1, 3 млрд человек. И мы представляем себе круглосуточно неостановимую суету-сутолоку – прямо-таки реальную борьбу за место под солнцем, за выживание. Возможно, на морском побережье людской водоворот – данность, но в срединном материковом Китае, где мы побывали, – все как у нас: утренний поток, спешащих на работу, вечерняя аритмичная негустая толпа на главных торгово-развлекательных магистралях. Особая публика с самого раннего утра, – а ими богат и Пекин, и провинция Шаньдун (кстати, пятимиллионик – типичный провинциальный город) – в живописных парках с ивами, кипарисами, озерами, родниками и древними скульптурами. В выходные – это семьи, а в будни – в основном пенсионеры, очень скромно по-спортивному одетые и занятые каким-нибудь нехитрым самосовершенствованием – гимнастикой, жонглированием неведомыми нам погремушками на веревочках, коллективными танцами или хоровым пением.
Словом, мировосприятие этого многочисленного, но несуетного и очень работящего народа (об этом отдельный разговор), по моим беглым туристическим наблюдениям, основана на двух координатах – горизонтальной и вертикальной. Первая – горизонтальная – это ощущение, что нас в этой стране, в этом мире, на этой Земле очень много. Вторая – вертикальная, в глубь веков – и до нас было очень много: история Китая, многотысячелетняя его культура, памятники которой сегодня хранятся уже под присмотром ЮНЕСКО, тому свидетельство. И поэтому: будь доброжелателен, живи сам и давай жить другим, не завидуй богатству и молодости – ведь тебе выпало такое счастье – сам шанс родиться и жить. Под этим солнцем, под этим небом!
Без прочерков и пробелов
И вот когда побываешь в Китае, плоская горизонтальная мыслишка: «как их много!» совершенно вытесняется другой: «какая богатая древняя культура!» У самих китайцев и то, и другое гармонично переплавлено в одном тигле. Например, когда мы увидели, обогнавший наш автобус роскошный джип, спросили: «Наверное, большой начальник едет?», получили ответ: «Наши чиновники стараются быть скромными и незаметными», то есть будешь выпячиваться, поставят другого – народу мно-о-ого… А через несколько дней в государственном Музее фарфора города Цзыбо мы в очередной раз за время путешествия с волнением погрузились в тысячелетнюю культурную вертикаль – изысканной формы сосуд, изготовленный древними китайскими мастерами, был датирован более чем I тыс. лет до н.э. В конце экскурсии нас вновь ждала информация к размышлению: богатейшую коллекцию фарфора, в том числе из императорских покоев, в витринах музея дополняли оригинальные современные произведения, выполненные в разных техниках, и… четыре длинных ряда абсолютно одинаковых по форме и размеру белых чайных кружек из прекрасного фарфора. Эти именные кружки были изготовлены для высоких гостей – в том числе Председателей КНР, управлявших (и управляющих) страной уже в наше время. Что очень символично: китайцы трогательно, прилежно и объективно соблюдают эту линию преемственности власти, как в умах, так и в материальном мире. Их история в отличие от нашей чурается пробелов и умолчаний.
В Китае всё пронизано на сотни порядков традицией и всё — живое. Бытование императорских династий – кто когда правил, что построил или отвоевал, – здесь канва, на которой последующие поколения вышили свои деяния – успехи и поражения. Например, китайцы до сих пор пеняют императрице Цыси, истратившей на постройку Летнего дворца (теперь уникальной достопримечательности) казенные деньги, предназначенные для создания военного флота. Считают: стань Китай тогда ведущей морской державой, кто знает, как бы вообще сложился дальнейший ход мировой истории. На могилу философа Конфуция в окрестностях города Чюйфу и сегодня, спустя 2 500 лет (!) со дня его кончины, приносят венки и живые цветы.
"Драконы на крышах, ласточки в небе..."
Архитектура, парки, озера, горы, кажется, сами рождают поэзию. Пример: мы сидели с коллегами во внутреннем дворике императорских владений в парке Ихэюань и я, глядя на закатное небо и украшенный драконами-оберегами старинный конек дворцовой крыши, черкнула себе для памяти в блокноте: «Драконы на крышах, ласточки в небе перед дождем». Дома, в Новосибирске долго не могла понять: откуда у меня в рабочих записях эти стихотворные строки, чьи они, что за цитата?!
Впечатления от выступления солистов Пекинской оперы (абсолютно самодостаточное искусство, не нуждающееся ни в переводе, ни в сравнениях с оперой европейской!), артистов всемирно известного Шаньдунского цирка (здесь не мучат животных — чудеса пластичности и смелости демонстрируют только люди), грандиозного исторического лазерного спектакля-шоу на сцене меж настоящих скал, мне, представителю сибирской культурной столицы, так же сопоставить не с чем — экзотично, уникально, незабываемо! Кроме того, хозяева постоянно включали нас "в процесс": после спектаклей мы общались с артистами; получив в подарок белый костюм для занятий, осваивали в парке с Мастером основы китайской оздоровительной системы цигун; пекли кукурузные лепешки и делали сладкое лакомство с арахисом.
Нет, Китай – не лакированная шкатулка. Тут все в фантастическом миксе. Ультрасовременные дорожные развязки, удивительные по формам и отделке небоскребы, не подражающие ни Старому, ни Новому свету. Розовые аллеи, лотос, бамбук, кипарисы – в пределах одного мегаполиса. Крошечные кустарные мастерские и лавчонки, облепившие неофициальные фасады как птичьи гнезда. Велорикши для тщеславных туристов и невидимый для них же работяга-метрополитен почти в двух десятках городов.
Эти мои наблюдения – только крошечные фрагменты гигантского китайского калейдоскопа, который, предполагаю, можно крутить годами и десятилетиями, чтобы сложить приближающийся к истине узор понимания. Как сказал, напутствуя соотечественников, на торжественной церемонии открытия нашего тура «Удивительный Китай глазами ста российских журналистов» Чрезвычайный и Полномочный посол России в Китае Андрей Денисов:
– И все равно Китай остается для всех загадкой, как он остается для меня, прожившего здесь много лет. Однако это путешествие позволит приблизиться к разгадке. Чего я вам искренне желаю.
СПРАВКА
Поездку новосибирских журналистов в Китай совместно с Государственным управлением по делам туризма КНР организовала туристическая фирма «СКАТТ» (Сибирская Коммерческая Ассоциация Туризма и Торговли), работающая на рынке туристических услуг России с 1994 года. В настоящее время фирма «СКАТТ» входит в список крупнейших туристических фирм Сибири.
ФАКТ
2012-2013 г.г. стали перекрестными Годами китайского туризма в России и российского туризма в Китае.