USD 102.5761 EUR 107.4252
 

В кольце дорог воздушных и наземных

Беседовала Юлия НАЗАРЕНКО
Коллаж Игоря ФРОЛОВА
Коллаж Игоря ФРОЛОВА

Главной темой II форума «Транспорт Сибири — 2013» станут инновации в сфере транспортной индустрии, логистики и инфраструктуры


Инновационные подходы в дорожно-транспортной отрасли связываются не только с модернизацией подвижного состава, строительством и содержанием дорог. Требования технологичности и эффективности в полной мере предъявляются и к самой системе организации и управления перевозками, логистики и транспортной инфраструктуры. Этому в целом посвящены практически все четыре дня работы сибирского транспортного форума, который уже второй раз проходит в Новосибирске.

Накануне события мы встретились с министром транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергеем ТИТОВЫМ.

— Сергей Михайлович, дорожно-транспортный комплекс — один из факторов привлекательности региона, отличительный признак нашей конкурентоспособности — позволяет выходить на новые рынки сбыта, развивать свою территорию. Вы имеете большой опыт работы в отрасли как в регионе, так и за его пределами. Недавно возглавили областное министерство транспорта и дорожного хозяйства. На свежий взгляд, насколько наши логистические возможности сегодня удовлетворяют растущие потребности, как внешние, так и внутренние?

— Безусловно, конкурентоспособность экономики во многом определяется уровнем развития транспортной инфраструктуры. Новосибирск — основной транспортно-распределительный узел в Сибирском регионе. Он представлен всеми видами транспорта — воздушное, железнодорожное, автомобильное сообщение. Мы полностью обеспечиваем доступность по всем направлениям.

Тот факт, что Новосибирск оказался в центре логистики Западно-Сибирского региона, — и наше большое преимущество, и большая ответственность. За последние два-три года ситуация в отрасли динамично меняется в лучшую сторону. В первую очередь благодаря политике правительства области. Финансирование дорожного фонда выросло в четыре-пять раз и сегодня составляет почти 10 миллиардов рублей. Введен в эксплуатацию Северный обход. Разворачивается строительство Восточного обхода. В числе значимых объектов, по которым заканчивается работа, — дорога на Камень-на-Оби. Строительство третьего моста в Новосибирске имеет беспрецедентное значение. Да и состояние дорог в областном центре разительно отличается от того, что было еще четыре-пять лет назад. Оживилось строительство на Южной площади, строится развязка на улице Петухова. Заложены средства на строительство транспортной развязки на пересечении с автодорогой М-51. Есть твердая уверенность, что многие объекты строительства будут введены в эксплуатацию на 2 — 3 месяца раньше запланированных сроков. В ближайшие годы в нормативное состояние будут приведены региональные дороги и дороги межмуниципального значения.

И хотя сделано и делается немало, предстоит еще больше. Причем речь идет не только о строительстве. В рамках форума «Транспорт Сибири», который уже второй год проходит в Новосибирске, акцент в развитии дорожно-транспортного комплекса делается на инновационные решения. Как в технологиях, так и в управлении. Это мы и берем за основу.

— На примере Новосибирска: какие решения помогут освободить улицы от автомобильных заторов?

— Надо признать, что мы оказались не готовы к такому росту автомобилизации. Остановить его невозможно. Значит, надо искать другие пути решения проблемы. И развитие общественного транспорта — один из них. Конечно, метро было и остается самым эффективным для мегаполиса средством передвижения. В Новосибирске будут построены еще две станции подземки плюс еще одно метродепо. Объем пассажироперевозок метрополитена растет год от года. В минувшую аномально снежную зиму метро оказалось самым оптимальным вариантом передвижения по городу для сотен тысяч людей. В том числе и для тех, кто привык передвигаться на собственных колесах. Значит, чтобы пересадить население на общественный транспорт, нужно, чтобы он соответствовал всем современным требованиям как безопасности, так и комфорта, чтобы человек без потери времени смог добраться до нужного ему места не хуже, чем на личном автомобиле, и даже быстрее. Вот тогда выбор в пользу общественного транспорта сделает большинство. Если сегодня жители Бердска предпочитают ездить в Новосибирск на работу на электричке, значит, принято правильное решение — хорошо развитая система пригородных пассажирских сообщений предложила людям удобный график. В результате часть нагрузки с Бердского шоссе тоже снята.

Нужно развивать улично-дорожную сеть, которая тоже имеет скрытые резервы. Где-то требуется построить надземные пешеходные мосты, где-то пересмотреть организацию дорожного движения, сделав дополнительно переход на скоростные полосы, убрать левые повороты или сделать уширение на правых поворотах. Словом, увеличить пропускную способность дорог.

Многое сегодня мы связываем с вводом третьего моста. Но уже начали прорабатывать вопрос по четвертому мосту. Он планируется в створе между Димитровским и Октябрьским мостами.

Но это далеко не весь инструментарий по решению проблемы.

По Новосибирску проходит много транзитного транспорта, грузового в первую очередь. Со строительством Северного объезда, обслуживающего трассы М-51 и М-52, часть этой нагрузки вывели с улиц города. Сейчас интенсивность движения по обходу составляет порядка девяти тысяч автомобилей в сутки.

В летнее время интенсивность возрастает до 12 тысяч — за счет дачников. А раньше весь этот поток двигался по городу. Со строительством Восточного обхода мы связываем не меньшие надежды. По нашим оптимистичным прогнозам, через пять-шесть лет введение в эксплуатацию Восточного обхода позволит основательно разгрузить Бердское шоссе и город.

— Что касается развития муниципальной сети дорог, в том числе тех, которые в обиходе принято называть сельскими, — как решить эту многолетнюю проблему?

— Финансирование на эти дороги увеличивается. В 2013 году предусмотрено порядка двух миллиардов рублей. Но этого, конечно, недостаточно, чтобы привести муниципальные дороги в нормативное состояние. Со следующего года предусматривается создание муниципальных дорожных фондов, куда помимо отчислений из областного дорожного фонда муниципальные образования смогут привлекать средства из дополнительных источников финансирования.

— Есть вероятность привлечения к содержанию муниципальной сети автодорог инвесторов — в порядке государственно-частного партнерства?

— ГЧП работает там, где высока интенсивность трасс и более развитая инфраструктура, чего не скажешь о муниципальных дорогах. Это направление было и остается на бюджетном обеспечении. Наша задача сделать так, чтобы они были проезжими круглогодично, независимо от погодных условий. Не асфальтированные дороги строить, конечно, но с применением таких малозатратных и эффективных технологий, которые гарантируют транспортную доступность в населенный пункт и весной, и осенью — и для школьного автобуса, и для скорой помощи, и для пожарного расчета.

Что касается в целом применения государственно-частного партнерства в дорожно-транспортной сфере, то нам еще предстоит над этим поработать. В частности, в дальнейшем строительстве обходов. Северный и Восточный — только половина кольца, которое в перспективе должно опоясать Новосибирск. Вторая половина предполагает участие частного капитала. Принцип государственно-частного партнерства будут рассматривать участники форума «Транспорт Сибири» на одном из мероприятий. В частности, речь пойдет о развитии с привлечением инвесторов гражданской авиации.

— Если говорить о воздушном транспорте, то какие перспективы у новосибирского аэропорта?

— В ближайшее время Толмачёво будет связано авиарейсами как минимум с десятью областными городами Сибири. Направления будут открыты в рамках предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта, занятым на региональных перевозах. Наш аэропорт замкнет на себе рейсы с Алтая, Хакасии, Кемеровской, Иркутской, Тюменской и других областей. И по ряду направлений наши предложения уже одобрены регионами.

— Впервые о своем участии в форуме заявил таксомоторный бизнес. Предпринимателям, желающим работать в цивилизованных рамках, отнюдь не просто строить свое дело. Как будет развиваться этот рынок?

— Согласен, от нецивилизованных конкурентов избавиться не так-то просто. К «бомбилам» пассажиры идут, потому что те берут дешево. При этом нелегальные перевозчики не платят никаких налогов, у них нет регистрации. Они не отвечают за безопасность пассажира. Ни за что не отвечают. Спрос за такой подпольный бизнес надо ужесточать. И законы такие приняты и действуют. Постепенно все встанет на свои места. С другой стороны, легальному бизнесу, чтобы быть конкурентоспособным в таких условиях, приходится искать новые решения — брать недорогие и экономичные в эксплуатации автомобили. Судя по тому, что на рынке легковых пассажирских перевозок появляются новые игроки, все не так уж и плохо.

— Круг участников форума расширяется не только количественно, но и качественно. У власти, органов самоуправления и у отраслевых специалистов, перевозчиков есть потребность в обсуждении с властью того, какими должны быть наши транспорт и дороги. Как складывается в целом диалог власти с общественными организациями транспортников?

— Общественные организации транспортников в регионе активны. В этом году был создан еще и Союз дорожников. И власть заинтересована в сотрудничестве с экспертным сообществом. По поручению губернатора Василия Юрченко сейчас идет работа по созданию общественного совета в сфере дорожно-транспортного комплекса. Это и общественный контроль, и обмен информацией о положении на дорогах, обмен мнениями и предложениями по решению каких-то текущих задач, по наиболее эффективному вложению бюджетных средств, если есть необходимость корректировки затрат или первоочередности ремонтов. Дорожно-транспортный комплекс области велик, и те организации, специалисты, которые работают непосредственно на том или ином участке, могли бы стать незаменимыми помощниками в принятии решений.

ЦИФРА
Летом по Северному объезду ежесуточно проходит 9 000 автомобилей

Фотографии статьи
Фото Георгия ЛЕСНОГО
Фото Павла КОМАРОВА
Фото Михаила ПЕРМИНА
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей ТИТОВ
Фото Павла КОМАРОВА (архив)