USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Наша область — регион «нестыдных» дорог

Виталий ЗЛОДЕЕВ
На Советском шоссе уложен особенный асфальт, который не только выдерживает повышенные нагрузки, но и обладает свойствами «регенерации» — мелкие трещинки затягиваются сами. Фото Георгия ЛЕСНОГО
На Советском шоссе уложен особенный асфальт, который не только выдерживает повышенные нагрузки, но и обладает свойствами «регенерации» — мелкие трещинки затягиваются сами. Фото Георгия ЛЕСНОГО

Новосибирская область является одним из локомотивов развития дорожного комплекса страны

В «Новосибирск Экспоцентре» в рамках форума «Транспорт Сибири» пройдёт межрегиональная конференция «Инновации в строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». О том, для чего предназначена данная площадка, и насколько долго путь инноваций в реальную жизнь наш корреспондент побеседовал с начальником отдела информационных технологий и связи Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Алексеем Конкиным.

«Упаковка» для инноваций
— Алексей Владимирович, прежде всего, хочется узнать подробнее о конференции – её цели, задачи, реальная польза?

— В Новосибирске в подобном составе мы соберёмся второй раз, но, надеюсь, что со временем мероприятие станет ежегодным. Конференций и выставок в России много, но они любо заточены конкретно под транспорт и всё что с ним связано – «АвтоСиб», например, либо проходят в Москве, Питере или Сочи. А наш форум – это площадка именно региональных дорожников, которые могут обсудить здесь свои проблемы и, конечно же, поделиться передовым опытом. Помимо Минтранса РФ и Федерального дорожного агентства, одним из организаторов является ассоциация «РАДОР», которая уже почти 20 лет объединяет территориальные дорожные управления страны. Мероприятие будет весьма представительным, но, гораздо важнее, что вопросы на нём будут обсуждаться практические, нужные здесь и сейчас.

— В России, а тем более – в мире, каких только новинок нет в дорожной сфере. Почему они так медленно приживаются на нашей почве – средств не хватает или дорожники не хотят перемен?

— Часто слышу и читаю мнения, что дорожникам удобнее каждый год латать ямки, а не строить новые дороги. Это несколько упрощенный подход: кризиса перепроизводства в дорожной отрасли нет, у нас очень много объектов, которые необходимо строить и реконструировать, так что фронт работ у дорожников будет всегда. Кроме того, спросите любого дорожника и он ответит, что мечтает о больших, масштабных проектах. Достаточно Северный обход вспомнить, какой был подъём и энтузиазм. Дорожная отрасль инертна – это признают все, и тут простые схемы не всегда применимы. Денег, как говорится, всегда мало, но если дать, условно говоря, в два раза больше, это не значит, что дороги тут же станут в два раза лучше.

Предположим, что мы увидели за границей супер-мега технологию и хотим немедленно применить её в нашем регионе. Как только первые метры инновационного асфальта будут уложены, тут же появятся люди и спросят: по каким ГОСТам вы строите, как расценки использовали и так далее. Законодательная база не всегда готова, поэтому дорожники не берутся сразу строить масштабно, а делают экспериментальный участок, параллельно нарабатывается законодательная база, потом необходимы утверждения в ряде региональных министерств, проведение ряда экспертиз. Порой от увиденного до реально внедренного проходят годы, но это довольно распространённая практика по всей России.

— Неужели изменения в ГОСТах или калькуляция расценок может занимать столько времени?

— Даже это не самая главная проблема. Для применения даже самой передовой технологии, нужны ещё и отработанные механизмы. Если сказать проще, то за изменением технологии подрядным организациям нужно масштабно менять весь парк техники, модернизировать или строить новые асфальтовые заводы, готовить кадры. Быстро это сделать невозможно, поэтому процесс должен быть эволюционным и никак иначе.

Наша область – регион «нестыдных» дорог
— На конференции запланировано немало выступлений специалистов ТУАДа и подрядных организаций нашей области. Это право принимающей стороны или нам действительно «есть чем гордиться»?

— В России нет региона про который можно сказать, что в нём всё идеально. Есть лидеры в применении инновационных технологий – Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан... В число лидеров и инновационных дорожных регионов можно отнести и Новосибирскую область. Быстрее или медленнее, но у нас реализуются все современные тренды дорожно-строительной отрасли. А, например, навигационная система контроля дорожных механизмов (СКДМ), которая начала внедряться в ТУАДе шесть лет назад, была на тот момент первой в России в данном качестве, мы её представляли на заседании РАДОРа и она «пошла» по другим регионам.

— Недавно, кстати, был послезимний осмотр дорог области, и я лично убедился, что хорошие дороги у нас есть: Советское шоссе, Академгородок – Кольцово, Станционная – Толмачёво…

— И каждая из перечисленных дорог – по-своему уникальное, инженерное сооружение. На участке Кольцово-Академгородок, к примеру, асфальтобетонное основание укладывалось на бетонные плиты и поэтому она так долго стоит в хорошем качестве. На Советском шоссе уложен особенный асфальт, который не только выдерживает повышенные нагрузки, но и обладает свойствами к «регенерации» - мелкие трещинки там сами затягиваются от динамических нагрузок. На трассе до аэропорта уникальное основание дороги, состоящее из комбинации песка с другими материалами в 7-8 слоёв. Современные дороги давно уже не просто «положили асфальт и готово», это настоящий полигон инноваций, пусть и не так быстро применяемых, как нам всем хотелось бы.

Скоро поумнеем…
— Алексей Владимирович, вы будете докладывать на конференции о внедрении элементов интеллектуальной транспортной системы на территориальных дорогах Новосибирской области. Что нового нас ожидает в ближайшее время?

— Про СКДМ я уже сказал, а в прошлом году была внедрена – пока что в тестовом режиме: на Советском шоссе и Ленинск-Кузнецкой трассе – автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО). Тема очень модная по стране, в одном регионе я даже видел сеть из нескольких десятков дорожных метеостанций, которые, не будучи интегрированными в общую систему оперативного управления, абсолютно бесполезны по сути своей.

У нас пока установлено четыре поста дорожного контроля на двух трассах (датчики вмонтированы в асфальт), что позволяет получать целый спектр информации, действительно необходимой дорожникам. В большинстве своём она специфична и мало понятна большинству людей, но один пример приведу. Есть температура дорожного полотна и температура «точки росы» - если первая ниже, то будет обледенение дороги, а, значит, пора сыпать песко-соляную смесь или реагенты. Эта и многая другая информация сейчас доступна на нашем сайте, а в будущем будет отражаться на табло переменной информации, которые сейчас есть на Советском шоссе, например.

— Есть, но не работают…

— Согласен, в информационном плане работают не в полном объеме, их просто установили во время реконструкции шоссе с прицелом на будущее – когда все информационные, метеорологические и прочие системы будут протестированы и задействованы для постоянного применения, то и на табло будет вся информация – о неблагоприятных дорожных условиях, состоянии дорожного полотна, пробках и ДТП.

Отмечу также, что сейчас на том же шоссе монтируется и тестируется во многом уникальная – НСО – 4-й регион России, где она применяется - система динамического контроля массы движущихся транспортных средств и оборудуется комплексный пост дорожного контроля транспорта. Звучит вроде просто, но в сумме эти новшества смогут охватывать огромный спектр вопросов: полный и подробный мониторинг транспортных потоков, видеофиксация нарушений ПДД и выявление машин, находящихся в розыске. Система очень сложная, масштабная, но в 2013 году она уже будет работать не в тестовом, а в дежурном режиме. Кстати, во время тестирования узнали интересные подробности, например о статистике движения грузового транспорта и проценте нарушителей весовых параметров, или том, с какой скоростью у нас ездят по ночам по Советскому шоссе. Видеорегистрация ещё не работала, но «рекорд» для легковых автомобилей на сегодня составляет 233 километра в час, для мотоциклов – 230. С одной стороны – тяжелейшее нарушение скоростного режима, но, с другой, очевидно, что дорога хорошая. Правда, когда система заработает, гонщикам уже не поздоровится: умная дорога зафиксирует всё.

Норматив, как норма жизни
— Алексей Владимирович, последнее время очень часто произносится фраза, что «наш регион должен выйти на нормативное содержание дорог». Понятно, что это дороже, чем «сейчас», но что мы получим взамен?

— Содержание любого объекта, по большому счёту, преследует только одну цель – увеличить его срок «жизни». Норматив – это набор операций, которые нужно выполнять неукоснительно и в полном объёме. Не проведенное или проведенное не вовремя мероприятие оборачивается более серьезными затратами в будущем. Приведу лишь один, очень простой пример. Не заделанная вовремя трещина оборачивается полным разрушением покрытия на данном участке. И таких примеров можно привести десятки, особенно это касается зимнего содержания дорог.

Нормативное содержание требует денег, необходимо и многие подрядные организации поднимать на новый уровень, и заказчику быть готовому к контролю по новым правилам, но и экономия тоже будет ощутимой. Пока план таков: с 2014 года перейти на нормативное содержание по областному нормативу, который составляет порядка 20% от федерального, а в идеале, в будущем выдерживать и межремонтные сроки.

Но, так или иначе, несмотря на всю инертность отрасли, изменения происходят и, чаще всего, позитивные.

ФАКТ
В Финляндии, где довольно холодные и снежные зимы, как в нашей области – до голого асфальта – чистят лишь небольшую часть дорог, магистральные (категории Is, I и частично Ib). Остальные содержатся в снежном накате, причём осознанно. По мнению финнов, своеобразное ледяное покрывало защищает дороги от быстрого разрушения. А в вопросах безопасности движения ответственность практически полностью лежит на водителях – дорожникам достаточно лишь предупредить их о состоянии дороги. Случаев, когда «виновником» аварии признавалось состояние дороги, в Финляндии практически не регистрируется.