USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Виды на возрождение речного флота

По материалам, предоставленным НГАВТ
У транспортного флота есть будущее. Фото Аркадия УВАРОВА
У транспортного флота есть будущее. Фото Аркадия УВАРОВА

Крупнотоннажным судам предлагают уйти с водных магистралей

Рабочее ядро транспортного флота Сибири морально и физически устарело. Впрочем, и речные магистрали не отличаются оживленностью. Между тем эксперты уверены, что сибирский водный транспорт и его инфраструктуру ждет определенно перспективное будущее.

На территории Сибири все основные структурные институциональные преобразования на водном транспорте завершились. Начались работы по обработке правовых, экономических и административных инструментов, обеспечивающих транспортную деятельность в новых социально-экономических условиях.

Каковы основные проблемы? Значительная часть портовых гидротехнических сооружений достигла нормативного срока службы либо такого уровня физического износа, что их дальнейшая эксплуатация становится невозможной. Свыше 70 процентов транспортных судов имеют срок службы более 20 лет, их технический и эксплуатационный уровень остается низким. Состояние транспортного флота подошло к критическому уровню.

Производственные показатели флота снизились: сухогрузного — в 2 — 3 раза, буксирного — в 1,5 раза. Это, по мнению специалистов Новосибирской государственной академии водного транспорта, произошло не только по причине падения объемов перевозок. Пропускная способность водных путей из-за недофинансирования путевых работ достигла критического уровня. В частности, на Оби глубины упали на 15 процентов. На ряде участков снята освещаемая судоходная обстановка — флот работает только в светлое время суток.

Судьбу речного транспорта эксперты видят в инновационном свете. В частности, как считают в академии, для обеспечения конкурентоспособности, повышения производительности и рентабельности речного транспорта необходимо: во-первых, провести модернизацию производственной базы отрасли; во-вторых, создать современную законодательную и правовую базу деятельности речного транспорта; в-третьих, ввести государственное регулирование работы речного транспорта на территории округа, представить речникам ряд преференций.

Развивать речной транспорт без особо крупных капитальных затрат и в приемлемые сроки позволит и создание мультимодальной технологии обеспечения переработки грузов в перевалочных портах на базе высоких технологий. Ученые предлагают значительно упростить процесс погрузочно-разгрузочных работ без строительства дорогостоящих вертикальных причальных стенок, а слабую пропускную способность речных артерий преодолеть путем проектирования и строительства малотоннажного флота с осадкой 70 — 80 сантиметров, минимизируя вмешательство в естественные процессы формирования русла.

Словом, отказаться от гигантомании в части грузоподъемности транспортных судов. Тем более что увеличение единичной грузоподъемности свыше 1500 тонн, как правило, для Сибири оказывается неэффективным. Повышение эффективности речного транспорта должно идти по пути наиболее полного учета интересов и требований конкретных потребителей.

ФАКТ
На основе проведенного в 2012 году технического обследования существующих в России портовых перегрузочных комплексов установлено, что более 60 процентов имеют пониженный уровень безопасности, 14 % — неудовлетворительный и 4 % — опасный. Три четверти причалов в Сибирском регионе уже перешагнули 50-летний возрастной рубеж.

КСТАТИ
Протяженность эксплуатируемых водных путей на территории СФО составляет 24,7 тысячи километров, более трети из которых — с гарантированными габаритами судовых ходов. В ряде районов реки остаются единственными транспортными путями для перевозки массовых грузов.

ЦИФРА
Сеть внутренних водных путей РФ свыше 100 тыс. км, что обеспечивает транспортное обслуживание 68 регионов страны

Фотографии статьи
У транспортного флота есть будущее. Фото Аркадия УВАРОВА