Развитие на грани парадокса
В центре проектного творчества детей учат изобретать
В Городском центре проектного творчества кабинеты и офисные помещения обустроены так, чтобы в любой момент они могли превратиться в аудиторию или комнату для массовых обсуждений. И это весьма целесообразно, так как лекции и дискуссии проходят здесь довольно часто. Новосибирских школьников, которые занимаются в этом центре по образовательной технологии «НООГЕН», учат не только аргументированно доказывать свою точку зрения, но и выдумывать, изобретать и совершать новые открытия.
«Раскачать» интеллектуальные способности
«НООГЕН» — педагогическая технология, по форме основанная на разработанных советским философом и методологом Георгием Щедровицким организационно-деятельностных играх (ОДИ), а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование — создание возможных миров. Задачи даются заведомо парадоксальные, например «построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами» или «построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий».
— Такие парадоксы онтологического характера позволяют «раскачать» интеллектуальные способности ребенка. Во время наших сессий они заново открывают уже существующие теоремы, о которых они даже не слышали в силу своего возраста, — поделилась заместитель руководителя Городского центра проектного творчества Софья Гаврина.
Встреча определяет выбор
Тематика игр каждый раз новая и может включать в себя самые различные сферы жизни: от математики до литературных произведений классиков, от космических путешествий до художественного искусства. Одна из основных задач сотрудников проектного центра — устроить ситуацию встречи молодому человеку, интересующемуся каким-то направлением, с тем специалистом, который им занимается. По мнению Софьи Гавриной, это может помочь ребенку в выборе будущей профессии. Ведь очень часто школьник слабо представляет, чем бы он хотел заняться в дальнейшем или в чем суть выбранной им деятельности. Такие проектные сессии и творческие встречи помогают ребенку увидеть профессию изнутри во всех подробностях.
Например, на одной из зимних сессий, посвященной теме искусства, ребятам предложили поменять угол зрения: взглянуть на произведения не как воспринимающая сторона, а с позиции автора. Эти дебаты в последний день работы практически спонтанно переросли в импровизированный мастер-класс рисования карикатур и выставку творчества приглашенных экспертов — художников и карикатуристов. Кстати, такая практика не нова для юных ноогеновцев: в конце сессии о космосе в гости к ребятам приходил специалист, занимающийся подготовкой космонавтов к полетам, и ответил на все интересовавшие их вопросы.
Увлеченный «двоечник»
Новички попадают в центр через конкурсный отбор. Причем для сотрудников проектного центра неважно, хорошисты они или отличники, главное, чтобы дети чем-нибудь увлекались, проявляли изобретательность. К примеру, мальчик — отпетый двоечник и поведение хромает, но зато он собирает необыкновенные летательные аппараты, или из подручных материалов делает роботов, или пишет стихи.
— Именно такие увлеченные ребята — наши! — подытоживает Софья Гаврина.
УСТАМИ РЕБЁНКА
Дарья ДУДАРКО, гимназия № 1:
— Мне очень нравится здесь: мы не должны чем-то выделяться, а можем быть такими, какие есть. Кураторы относятся с уважением, как к друзьям. Нас просто спрашивают: «Что ты об этом думаешь? А как ты считаешь?» Не как в школе, где ты все должен. На последней сессии поняла, что многие вещи относительны и нужно оценивать искусство еще и с позиции автора, чтобы лучше его понять. Теперь для меня граница между искусством и неискусством стала еще более расплывчатой. Но, мне кажется, это даже к лучшему.
СПРАВКА
Педагогическая группа «НООГЕН» возникла в 1988 году в рамках Красноярской летней школы, а впоследствии разрослась до нескольких самостоятельных авторских школ в Красноярске и Новосибирске. Название в переводе с греческого языка означает «рождающий разум».
ФАКТ
В 2008 году мэр Новосибирска Владимир Городецкий представил совету по научно-промышленной и инновационной политике модель комплексной целевой программы «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года». В рамках этой модели и была продумана система подготовки инноваторов со школьной скамьи, в основу которой легла образовательная практика «НООГЕН».
Вчера в Новосибирске прошел заключительный этап детского кулинарного шоу. Его участниками стали начинающие поварята, которые проявили себя на занятиях Детской кулинарной школы в течение учебного года. Три команды по шесть человек под руководством опытного шеф-повара сервировали столы и готовили обед из нескольких блюд, которые оценивало профессиональное жюри