USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«Скажи, Серёга»

Татьяна ШИПИЛОВА
Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Известные столичные актеры Сергей Гармаш и Леонид Ярмольник в жизни, как и на сцене, блистательный дуэт

Сергей Гармаш первым прилетел в Новосибирск. И на вопрос: «Чего вы ожидаете от этих гастролей?» с черным юморком цитировал работавшего с Эйзенштейном кинооператора: «Как говорил Москвин, сделав очередной кадр: «Хорошо это или плохо, покажет вскрытие…»

Он, ты и я чем-то схожи
Cпектакль, которым «Современник» открыл гастроли, была постановка по пьесе Романа Овчинникова «С наступающим…», где Гармаш на пару с Леонидом Ярмольником разыграли историю, на первый взгляд, анекдотичную и смешную, а на самом деле — глубокую и пронзительную.

Причем дуэт заказного Деда Мороза в белых кроссовках (С. Гармаш) и успешного телеведущего Кирилла Цандера (Л. Ярмольник) более всего поразил и покорил новосибирцев мастерством исполнителей главных ролей, сумевших во вроде бы комедийном антрепризном материале совершенно виртуозно выявить нерв и боль нашего времени. Публика с восторгом упивалась каждым нюансом происходившего на сцене, то хохоча от души, то затихая в раздумье: каждый находил в спектакле что-то важное для себя, что-то сокровенное и волнующее. К тому же текст шел все время, как говорится, на отрыв. Вот, например, герой Ярмольника спрашивает:

— Ты что, хочешь сына в армию отдать?!

— Нет, в Газпром! — отрезает с мрачной миной Гармаш.

…А еще они пели Высоцкого и Бутусова, читали стихи Тарковского. И, конечно же, пили водку. Не только потому, что по сюжету Новый год был на носу… А потому что всех, кому сегодня за пятьдесят, независимо от того, как сложилась судьба и какими были их отношения 30 лет назад, объединяет много общего… Они — со-временники!

Словом, повторяя шокирующую цитату от Гармаша, «вскрытие», то есть встреча со зрителями, показало — такой театр нам нужен!

«Мерседес» или «жигули»?
…На следующий день они оба словно не вышли из образа — встречающий все в штыки язвительный правдолюб Сергей Гармаш и готовый к сотрудничеству, юморной и легкий в общении Леонид Ярмольник.

Наверное, поэтому первый мой вопрос, что называется, «обломился».

— Все мы знаем по документальным фильмам образ театра «Современник» 60-х: молодые Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша и другие, условно говоря, «отцы-основатели» нового театра что-то азартно обсуждают, горят творческим энтузиазмом. А сегодня театр, родившийся на волне «оттепели», какой? Как его можно охарактеризовать?

Сергей Гармаш (строго): — Это очень общий вопрос, полтора часа можно говорить…

Леонид Ярмольник (с улыбкой): — На этот вопрос, как сказал бы Владимир Семёнович Высоцкий, можно ответить маленькой брошюрой. Это скорее театроведческий вопрос, мы же артисты. Мы все работаем в этом театре. Это все равно, что спросить, почему человек такой, а не иной, почему у него жизнь сложилась так, а не иначе. Почему у него «мерседес», а не «жигули»… Мы все работаем в меру своих сил и способностей и любим театр, театр любит нас, что-то получается, что-то не получается. Театр — это живой организм, и тут все как в жизни — в зависимости от самочувствия, удачи, материала…

— Вы вчера буквально жили на сцене... Как родился этот спектакль?

С. Г.: — Спасибо…

Л. Я.: — Все очень просто. Драматург Родион Овчинников, зная и меня, и Сергея (в общем-то, с подачи самого Гармаша и моей жены), написал пьесу для нас двоих, таких разных. Мы предложили ее Галине Борисовне Волчек, ей понравилось, что мы проявили такую инициативу. Работа была сложной, пьеса претерпела большие изменения. Что-то придумал уже как режиссер Овчинников, что-то Сережа, что-то я. Но до последнего момента, до встречи со зрителем, мы не очень понимали, что у нас получилось, во всем сомневались. А потом, через два-три спектакля, что-то произошло, и он получился. Самое радостное: он получился очень «современниковским». По крайней мере, так утверждает один из мэтров этой сцены, мнение которого для нас крайне важно, — Валентин Иосифович Гафт. А «современниковский» потому, что многие зрители узнают себя, свои проблемы безвыходность нашей жизни, ее юмор. Мы очень любим этот спектакль.

— Спектакль и ваш настрой зависят от тех, кто в зале?

Л. Я.: — Очень. В Москве мы играем на разных площадках. У нас, в «Современнике», свой зритель. В Театре эстрады — совсем другой…

С. Г. (ехидно): — Киркоровцы...

Л.Я.: — Сережа называет их киркоровцами, я — кривым зеркалом. Там еще не успеваешь руку отвести, они уже хохочут. Ты еще не знаешь, что ты сейчас сделаешь, а они уже реагируют. Они там как-то сами себя веселят!.. Вчера нам было приятно работать: у вас очень хороший, подготовленный зритель. Зал внимателен к нюансам — очень здорово слушает. И это я говорю не потому, что мы у вас на гастролях…

«Красный факел» зажигает
— Сергей Леонидович, вы в четверг были замечены в качестве зрителя в театре «Красный факел» на спектакле «Отцы и сыновья». Чем вас удивили наши актеры?

С. Г.: — Не то чтобы удивили, а очень сильно обрадовали. Очень сильно. Я не так часто попадал на спектакли где-то в провинции…

Л. Я.: — Не надо называть Новосибирск провинцией. Это третья культурная столица — в ряду с Москвой и Санкт-Петербургом…

С. Г.: — А я что? Я и в спектакле нашем говорю, откуда все великие вышли: Есенин — из Рязани, Лесков — из Орла, Шукшин — из Сросток… В общем, я получил огромное удовольствие и от спектакля, и от удачной инсценировки. Актеры просто безукоризненны, все без исключения. Этот спектакль, по моему мнению, совершенно спокойно занял бы свое место в репертуаре ведущих московских театров.

Л. Я.: — А мне сказал так: «Жаль, что ты приехал днем позже. Вот сходил бы в «Красный факел», посмотрел, как надо играть…»

ФАКТ
Вчера спектаклем «Вишневый сад» в Новосибирске завершились восьмидневные гастроли легендарного Московского театра «Современник»

Фотографии статьи
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА