USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Пан или пропан?

Юлия НАЗАРЕНКО
Хранилище запасов сжиженного газа. Фото Юлии НАЗАРЕНКО
Хранилище запасов сжиженного газа. Фото Юлии НАЗАРЕНКО

Заправка газовых баллонов для кухонных плит на автозаправочной станции относительно дешева, но при этом абсолютно незаконна

Новосибирские полицейские «накрыли» очередную нелегальную точку продажи населению сжиженного газа. Наполнить баллоны топливом на АГЗС по улице Широкой предлагалось по цене в два раза ниже тарифов единственного в области лицензированного поставщика — Новосибирскоблгаза. Незаконно полученный доход — повод к серьезному разбирательству. Между тем зона ответственности за подобный нелегальный бизнес могла бы распространиться дальше: ведь заправленные кустарным способом емкости, по сути, бомбы замедленного действия.

Предпринимателя не волновала судьба покупателей — рассчитались и простились. Результатом таких вот «товарно-денежных отношений», не отягченных какой-либо ответственностью, стал прошлогодний взрыв газового баллона в Сузуне. Погибла семья, ребенок. Хозяин дома работал на автогазозаправочной станции, где и наполнял баллоны топливом. И сам пользовался, и приторговывал. В доме тогда обнаружили еще 19 баллонов. Разумеется, ни состояние баллонов, ни правильность их заправки и герметичность никто не проверял.

Всемирная паутина на наш вопрос «Где заправить баллон?» ответов выдала на добрых три десятка страниц. В первых строках — наиболее популярные народные форумы в соцсетях.

«На АГЗС заправляют баллоны только с вентилем, а они бывают сейчас 5, 12, 27, 50 литров, — пишет один из участников обсуждения. — Заправляют через переходник — дополнительно рублей 20 платишь заправщику «за воспользоваться». Бытовые баллоны с клапаном потенциально опасны именно из-за того, что газ частенько «травит» через этот клапан. Их принимают только на обмен и на АГЗС не заправляют».

Дальше нам посоветовали адреса заправок, где наполнят баллон без проблем. В области процветает нелегальный бизнес на заправке газовых баллонов. Причем в не меньшей степени виноваты в этом и мы — потребители — со своей готовностью рискнуть за сумму, эквивалентную цене двух килограммов пропан-бутана.

Словом, проверки и рейды правоохранительных органов пока остаются единственным средством борьбы за чистоту предпринимательской совести и безопасность газовых горелок на кухнях граждан.

Газ в баллонах по-прежнему остается популярным. В основном его потребители — жители территорий, куда еще не добралась программа газификации, а также новосибирского частного сектора и дачники. Впрочем, не исключение и обитатели городских многоэтажек, в которых не обустроена коллективная система подачи топлива.

Ежемесячно область потребляет более 1 000 тонн сжиженного газа в баллонах. Около 20 процентов приходится на Новосибирск. Доставка баллонов производится в течение трех дней по заявкам, которые заносятся в электронную базу данных. На каждого потребителя в Новосибирскоблгазе заведена карточка с указанием площади и эскизом помещения. Служба учитывает все условия эксплуатации баллона.

Мы отправляемся в цех, где наполняют емкости пропанобутановой смесью. Здесь же, на территории предприятия, обустроено подземное газовое хранилище. За бетонной оградой — вереница автоцистерн, доставляющих голубое топливо с севера Сибири. Газ прибывает в Новосибирск и по железной дороге.

У цеха «пришвартовалась» большегрузная машина: она увезет в Тогучин сразу четыре с половиной тонны сжиженного газа в баллонах.

Главный инженер компании Виктор Лавров считает, что лучше один раз увидеть процесс заправки баллонов, чем рассказывать. Вот по конвейеру движется батарея емкостей. Каждую, прежде чем отправить на ленту, тщательно проверяет контролер-приемщик. Он осматривает и сортирует баллоны: этот — на покраску, этот — в ремонт или, наоборот, на наполнение. Выбраковка происходит ежедневно. День только начался, а в цехе уже выстроилась шеренга из 30 выбывших из строя «солдат», которые будут отремонтированы и освидетельствованы.

— Как правило, баллоны, которые хозяева пытались заправить в случайном месте, приходят к нам деформированные, — говорит Виктор Алексеевич. — Но определить это может только специалист. Невооруженным глазом заметить опасные изменения трудно. Но они связаны именно с нарушением техники заполнения емкости газом. Ведь на АГЗС необходимого оборудования нет — наливают вслепую. И никто не увидит, сколько недолили, сколько перелили. При эксплуатации баллона остается тяжелый остаток, который не испаряется. При заправке на АГЗС его не учитывают. При поступлении баллона в теплое помещение происходит его нагревание и расширение. В итоге — взрыв… Цена заправки баллона на АГЗС маленькая, а последствия могут быть большими.

На газонаполнительной станции Новосибирскоблгаза топливо заливается автоматически. Консистенция газа такова, что он действительно льется как вода. Только скорость испарения у них разная. И степень опасности.

Прежде всего взвешивают пустой баллон. После того, как он наполняется до контрольного веса — 15 процентов от объема оставляют свободным для расширения газа, конвейер движется дальше.

Людмила Гладышева занимается «обмыливанием» емкостей. Причем мылит в прямом смысле — марлевым тампоном, обмакивая его в растворе.
— Проверяем герметичность, — объясняет Людмила Модестовна. — За день через мои руки проходит до двух с половиной тысяч баллонов различной вместимости.

Еще лет десять назад для большинства пользователей газовых баллонов вопроса, где их заправить, не возникало. Право обслуживать баллоны, заправлять их и доставлять населению в области имеет только одна организация. Новых легальных игроков на рынке реализации пропанобутановой смеси населению не появилось. Зато желающих из-под полы заработать — пруд пруди. В отдаленных от Новосибирска районах бороться с нелегалами официальному поставщику сложно. В ряде населенных пунктов области газовыми баллонами пользуется сотня людей, а в базе данных Новосибирскоблгаза из них числится процентов 15 — 20. Остальные — в группе риска.

Бизнесмены жонглируют ценами: заправить баллон на легальном газонаполнительном пункте, в соответствии с утвержденным в области тарифом, стоит 32 рубля за килограмм, а нелегально — на АГЗС — 13,5 рубля за литр. Как правило, покупатели не очень-то задумываются о разнице в единицах измерения топлива. Реальную же «экономию» можно посчитать, зная конкретный состав газовой смеси, от которого в том числе зависит вес заправляемого топлива. К примеру, как рассказали нам специалисты, «летний» газ легче «зимнего».

Тонкостей много. Но разве вес и цена голубого топлива, греющего кастрюлю на плите, сопоставимы с риском для жизни?

Фотографии статьи
Проверка на герметичность. Фото Юлии НАЗАРЕНКО
Порядка 4,5 тонны сжиженного газа направляется в Тогучин. Фото Юлии НАЗАРЕНКО
Виктор Лавров. Фото Юлии НАЗАРЕНКО