USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Те, кому доверяют

Катерина КОШКИНА

17 мая во всем мире отмечают День детского телефона доверия. Есть такая служба и в нашей области: круглосуточно, без выходных и праздников специалисты-психологи беседуют с детьми и подростками, попавшими в сложную ситуацию. Ведь это так важно, чтобы в нужный момент кто-то мог выслушать и помочь.

Начинали с подвала
История городского телефона доверия началась в 1987 году. Именно в тот год в нашей стране повеял ветер свободы, появились первые кооперативы. В подвале, где находился один такой кооператив, и разместилась служба телефона доверия. Забавный момент: тогда многие люди просто не знали, что такое телефон доверия, и путали психологическую помощь с психиатрической.

Сегодня специалисты службы «Телефон доверия» принимают 12 — 15 тысяч звонков в год. Однако в последнее время число обращений постоянно растет.

— За первый квартал 2013 года специалисты службы «Детский телефон доверия» получили в четыре раза больше обращений, чем за аналогичный период прошлого года, — рассказывает заместитель министра социального развития Новосибирской области Любовь Зябрева. — Поэтому со следующего года в Новосибирской области будет действовать единый телефон доверия, позвонить на который можно будет из любой точки региона. Мы постараемся, чтобы его номер был коротким и запоминающимся. Но и федеральный номер тоже сохранится. Кстати, хочу отметить, что на звонки, поступающие на федеральный номер, тоже отвечают наши специалисты.

Избавить от душевной боли
Звонят не только дети, подростки, но и их родители. Как рассказывают специалисты, проблемы, из-за которых обращаются на телефон доверия, самые разные: один не может найти общий язык с одноклассниками, другой — со взрослыми, третий переживает из-за несчастной любви, а кто-то потому, что родители не покупают дорогой айфон. Но все же большинство звонков касается взаимоотношений между людьми. Есть и постоянные «клиенты», которые обращаются в службу достаточно регулярно. В основном это люди с ограниченными возможностями, которым просто не с кем больше поговорить.

Раздается телефонный звонок. Специалист-психолог снимает трубку. Сразу подкупает тон, которым он ведет телефонный разговор, — ровный и доброжелательный. На телефон доверия звонит мальчик лет двенадцати, который подрался с одноклассником из-за девочки.

— Значит, вы оба хотите дружить с этой девочкой? Но ведь она тоже живой человек, а вы спорите из-за нее, как будто она вещь. Вы ведь не конфетку делите! Наверное, стоит спросить девочку, с кем из вас она хотела бы дружить, общаться, ходить в кино, и принять ее решение, — рассуждает психолог.

Судя по всему, подростку такой подход кажется разумным — он обещает подумать. Таких звонков каждый день поступает немало, и к каждому обратившемуся психолог должен найти подход, настроиться на его волну. Только тогда разговор получится. Специалисты, как правило, не дают советов — они, если так можно выразиться, оказывают неотложную психологическую помощь. Как правило, человек набирает номер телефона доверия в момент острой душевной боли, когда рядом нет никого, с кем можно было бы поделиться, а эту боль необходимо снять. Поэтому у сотрудников службы, работающих на телефоне доверия, весьма велик риск профессионального выгорания. Если сначала приходится рассказывать сказку ребенку, который остался дома один и не может уснуть, а буквально через несколько минут беседовать с подростком и предотвращать суицид, очень сложно быстро перестроиться и подобрать нужный тон. Поэтому в службе детского телефона доверия работают специалисты самой высокой квалификации.

Сети как конкурент
Впрочем, на звонки отвечают не только дипломированные психологи. Сюда приходят и волонтеры. Как правило, это студенты профильных вузов, прошедшие соответствующую подготовку. Они не оказывают психологическую помощь, а просто в силу своего разумения дают советы, как поступить в той или иной ситуации. Иногда такой непредвзятый взгляд со стороны бывает очень полезен, да и подростки порой с большим доверием относятся к тем, кто практически является их ровесником.

В последние годы определенную конкуренцию телефону доверия составляют социальные сети. Дети и подростки все чаще предпочитают анонимно общаться в виртуальном пространстве, и для специалистов это тревожный симптом: кто знает, на кого можно нарваться на просторах Интернета? В таких случаях все же лучше общаться со специалистом, потому что «помощь» дилетанта может привести к непредсказуемым последствиям.

— Мы прекрасно осознаем эту проблему, и будем работать над тем, чтобы дети и подростки со своими трудностями все же обращались на телефон доверия, — подчеркивает Любовь Зябрева. — Но вполне возможно, что со временем и в социальных сетях будут наши страницы, где люди смогут получить квалифицированную психологическую помощь.