USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Плюсы на метане

Юлия НАЗАРЕНКО
Сеть газонаполнительных станций развернется  на федеральных  и региональных трассах. Фото с сайта www.alfagas.ru
Сеть газонаполнительных станций развернется на федеральных и региональных трассах. Фото с сайта www.alfagas.ru

Переход общественного автотранспорта на газомоторное топливо удешевит стоимость проезда и снизит загрязнение атмосферы

Не менее половины общественного автотранспорта и дорожно-коммунальной техники Новосибирска с 2020 года должны работать на газе. Насколько это возможно и кому это выгодно?

Ежедневно на маршруты общественной транспортной сети мегаполиса выходят сотни автобусов. Пассажиры не задумываются, каким топливом заправляют машины. Вот если бы существующая разница в ценах на газ и бензин — первый в два раза дешевле — отражалась на стоимости проезда, большинство из нас сели бы в автомобиль, оснащенный газовыми емкостями. Но, увы, повлиять на общую картину незначительное количество газомоторных машин не может. Из полутора тысяч маршруток только 250 заправляются газом. Приблизительно та же ситуация с автобусами большего размера.

Казалось бы, почему бы разом не перевести весь автопарк на голубое топливо? И будущее общественного транспорта видится именно в «голубом» свете. Причем вопрос этот уже решенный. Соответствующее распоряжение Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева было опубликовано на прошлой неделе. Так, согласно документу, в городах с численностью населения более миллиона человек на газ должно быть переведено 50 процентов единиц общественного транспорта.

В Новосибирске работают не только над тем, как воплотить в жизнь распоряжение премьера. В регионе намерены развить эту мысль до границ области.

Много плюсов, минус один
Да, для Новосибирска газомоторное топливо не новинка. До 2016 года парк общественного транспорта мегаполиса пополнится еще 15 автобусами с газовым приводом. Преимущества эксплуатации таких машин известны: для владельца на первом месте стоит дешевизна газового горючего плюс долговечность двигателя, который служит в 1,5 — 2 раза дольше, а это весьма кругленькая экономия! К тому же метан отлично подходит для работы в условиях экстремальных зимних температур.

Для тех, кто передвигается по большей части не на колесах, а пешком, ценность составляет экологичность автомобилей на газе. Ведь для горожан токсичные выбросы транспорта — одна из головных болей, причем в прямом смысле слова. А если газ поможет в перспективе снизить цены на проезд, то за газомоторное топливо поднимут не только одну, но и вторую руку. Для государства принципиально важно плавно перевести транспорт на газ с целью экономии углеводородных ресурсов. Словом, со всех сторон хорошо.

Александр Цепенко, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, среди основных привлекательных характеристик газомоторной перспективы видит в первую очередь ее безопасность для окружающей среды. Особенно в условиях мегаполиса.

— Переход на компримированный газ в качестве моторного топлива предусматривает поэтапную замену автомобильной техники, в первую очередь городского и муниципального транспорта, на новую технику с газовыми двигателями, — заявил замминистра на состоявшемся вчера брифинге. — Но пока возможности газозаправочных станций используются в Новосибирске слабо — не более чем на 15 процентов. В областном центре всего две такие станции на улицах Станционной и Бородина, на которых заправляются порядка ста единиц общественного транспорта.

Стимулировать и развивать
Известно, что затраты на приобретение моторного топлива составляют до 50 процентов от всех затрат на эксплуатацию автотранспорта. Использование природного газа (в обиходе именуемого метан) позволяет снизить эту составляющую и в целом уменьшить себестоимость перевозок. Что же до сих пор мешало внедрить и развить столь экономичный опыт повсеместно?

Во-первых, переоборудование автобуса обойдется в среднем в сто тысяч рублей. А если учесть, что износ машины составляет, к примеру, 70 процентов и срок службы стремится к нулю, то инвестировать в без пяти минут металлолом смысла нет никакого.

На смену выработавшему свой ресурс автопарку придут машины нового поколения. Отечественный автопром готов обеспечить эти потребности. Правда, газомоторы стоят дороже. И хотя срок окупаемости небольших автобусов на газе не превышает девяти месяцев, а автобусы большого класса окупаются за пару лет, далеко не каждый автопарк, а тем более частный предприниматель, занятый в перевозках, смогут приобрести современную экономичную модель. Практики переоборудования пока недостаточно.

По словам Александра Цепенко, правительство региона готово субсидировать перевозчиков в обновлении подвижного состава автопарков. В этом году намеревались приобрести 52 автобуса с газовым приводом, но цифра будет пересмотрена в сторону увеличения. Это станет стимулом для перевозчиков. Но не единственным. В областном минтрансе параллельно анализируют ситуацию, разрабатывают программу по переводу транспорта на газомоторное топливо и меры поддержки участников рынка пассажирских перевозок в модернизации подвижного состава.
Причем речь идет не только о городских или пригородных маршрутах. Перемены коснутся и междугородных перевозок.

АЗС плюс буква Г
Но мало заменить одну технику на другую. Ее еще и заправить где-то нужно. Ведь пара автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГКС) на весь мегаполис — капля в море. Тем более что обе они расположены в левобережье Новосибирска. Развитие газозаправочной инфраструктуры — вопрос денег, и весьма немаленьких. Ответить на него еще предстоит инвесторам. Уже сейчас их интерес к Новосибирску как к большому транспортному узлу Сибири и области очевиден. В их числе основные поставщики моторного топлива — Роснефть, Газпромнефть, Газпром.

В Новосибирске в ближайшие два года появятся АГКС на Гусинобродском шоссе и улице Твардовского. Но в планы правительства области входит развитие «газомоторики» по всей территории региона, а потому точки доступа к голубому топливу для автотранспорта намерены расставить по главным дорожным артериям, исходящим из областного центра, — на федеральной трассе «Байкал» в районе Барабинска, по М52 в Черепаново, на Ленинск-Кузнецком и Томском направлениях.