Арифметика «приёмного» детства
Помощь государства должна стимулировать многодетные и приемные семьи развиваться, самостоятельно укреплять собственное благосостояние
Как поддержать приемные семьи, побороть социальное сиротство и укрепить статус семьи в целом? Этими вопросами сегодня задаются специалисты, руководители всех рангов и, конечно, россияне, воспитывающие своих и приемных детей.
Руководство страны предлагает ввести единовременную выплату при усыновлении ребенка — 100 тысяч рублей, придать приемным семьям официальный статус многодетных, упростить процедуру усыновления. Граждане ратуют в первую очередь за поддержку больших семей в решении жилищных проблем.
Пользоваться с пользой
Ввести моду на многодетность, повышая этот статус в глазах общественности, заботясь о материнстве и детстве, начиная с создания хороших условий для рожениц, — эти и многие другие задачи по укреплению статуса семьи глава государства озвучивал в начале года.
Вопросы о льготах для многодетных и приемных семей, о помощи государства в приобретении жилья для таких семей затрагивались в ходе недавней прямой линии Президента Владимира Путина. Сейчас прорабатывается внесенный Правительством РФ проект закона, который вводит единовременное пособие в размере 100 тысяч рублей на одного усыновленного для семей, которые взяли на воспитание или кровных братьев и сестер, или ребенка-инвалида, или ребенка в возрасте старше семи лет.
Стимулировать интерес к усыновлению именно этих категорий детей — идея не случайная, ведь, как подчеркивает директор детского дома № 11 Новосибирска Татьяна Сальникова, большинство потенциальных усыновителей хотят брать в свои семьи только здоровых детей до пяти, максимум до семи лет.
По мнению мамы семерых детей Татьяны Поповой, инициатива о выплате пособий в 100 тысяч рублей для усыновителей хороша, но осуществляться она должна адресно: это должны быть нормальные семьи, которые берут детей по зову души, а не в целях получения денег.
— Сегодня очень важно решать жилищные проблемы многодетных и приемных семей, а также проблемы здоровья приемных детей, взятых в семьи. К сожалению, для этого 100 тысяч рублей недостаточно, — добавляет Татьяна Сальникова.
Кстати, для приемных и многодетных семей многое делается на региональном уровне. И, как показывает практика, помощь семьи используют не на потребительском уровне, а для самостоятельного укрепления собственного благосостояния.
— У многодетных семей нашей области есть возможность получить поддержку в приобретении автотранспортного средства. Я знаю одну многодетную семью с восемью девочками, которая, получив автомобиль, зарабатывает на нем — мама работает таксистом. А вообще, я считаю, что лучшая поддержка — это когда многодетная семья получала бы комфортное жилье по договору социального найма, — говорит Татьяна Попова.
Пробиться к ребенку
О масштабности шагов, которые российское общество сегодня делает для укрепления семейных ценностей, можно судить и по общефедеральному партийному проекту «России важен каждый ребенок», реализуемому «Единой Россией» с начала этого года. История этого проекта доказывает: тема охраны детства всегда невольно сопрягается с вопросами укрепления статуса семьи.
Изначально проект задумывался для возвращения на родину детей, усыновленных иностранными гражданами. Но время показало, что необходимо не только защищать наших детей, оказавшихся «там», но и улучшать условия жизни одиноких ребятишек здесь. Понятно, что самое главное условие для развития здоровой, гармоничной личности — это нормальная семья. Поэтому в рамках работы над проектом в отдельные законодательные акты федерального уровня предлагаются и вносятся изменения, направленные в большей степени на укрепление института семьи.
Примером таких законодательных инициатив, как прокомментировал депутат Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Горлатых, является предложение наделить родителей или опекунов троих и более детей внеочередным правом записи на личный прием к работникам социальных служб. Из-за большого спроса на аудиенцию к специалистам, особенно к тем, которые решают вопросы социальных выплат, попасть к ним действительно сложно.
Еще один пример совершенствования законодательства в интересах детей — при усыновлении приоритеты предлагается отдавать российским гражданам. Для этого процедуры устройства одиноких детей в семьи россиян (прежде всего в семьи родственников) предлагается значительно упростить. Однако при этом, по мысли инициаторов поправок, необходимо также признать недопустимость отказа родственников от приема в их семью ребенка по мотивам отсутствия у них достаточного уровня доходов.
— На мой взгляд, родственники не имеют морального права отправить осиротевшего ребенка в детский дом — они должны его сами воспитать. Сегодня мы почему-то ушли от этих понятий. Возможно, к этому наше общество привела нестабильная экономическая ситуация, — считает Татьяна Попова.
— Упрощение процедуры устройства детей в семьи необходимо, так как сегодня это чересчур длительный и трудоемкий процесс. Вспоминается случай, когда состоявшийся, полностью готовый к усыновлению человек, практикующий медик, принявший обдуманное решение взять на себя заботу о ребенке-инвалиде, был едва ли не вынужден отказаться от этого. Когда после длительного периода попыток собрать все необходимые документы он наткнулся на очередное препятствие, то был готов уже опустить руки. К счастью, эта история закончилась благополучно, ребенок попал в семью, но случилось это исключительно благодаря поистине мощной пробивной силе усыновителя, — рассказал Юрий Горлатых.
Приучить к обществу
Одной из наиболее доступных и эффективных форм устройства детей-сирот является временное приглашение ребятишек в семьи — на каникулы или выходные. Как рассказывает Татьяна Сальникова, такая форма давно и довольно успешно действует у них. Детей, регулярно выезжающих погостить в семьи, немного, но посещения для них носят постоянный характер. Желание заботиться о детях есть у многих, поясняет Татьяна Васильевна, но мешают все те же сложности в оформлении документов. Безусловно, сбор достаточно объемного пакета документов и тщательная проверка каждого потенциального усыновителя необходимы, чтобы максимально уберечь ребенка от возвращения в детский дом и вторичного сиротства. Но многоступенчатость и сложность процедуры дает и побочный эффект. Так что принцип «кто хочет, тот добьется и возьмет в семью ребенка» на деле работает далеко не всегда.
Депутат Юрий Горлатых уверен: временные формы устройства детей-сирот нужно развивать. Не секрет, что ребята, выпускающиеся из детских домов и интернатов, плохо социализированы и вступают в жизнь, зачастую не имея необходимых социально-бытовых навыков. Как поясняют специалисты, порой они не приучены выполнять, казалось бы, элементарные необходимые действия — каждый день ходить в школу, выполнять домашнее задание, порой — даже мыть руки перед едой. Очень важно, чтобы люди, желающие участвовать в судьбах одиноких ребятишек, имели возможность общаться с ними, обучать их таким простым и важным жизненным навыкам, считает парламентарий. Конечно, при этом обязательным условием устройства ребенка в семью и такого обучения остается желание самих детей.
Расширить формы временного устройства детей, по мысли депутата Юрия Горлатых, могло бы помочь волонтерское движение, чтобы к каждому ребенку был прикреплен куратор, доставляющий и отслеживающий пребывание ребятишек в семьях. Главное, чтобы желание помогать детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, шло у людей от души.
ФАКТ
В России в среднем на одну маму приходится меньше двух детей. В российских городах только пять процентов многодетных семей, в сельской местности их 13 процентов.