Мы помогаем государству, то есть себе
В рамках форума прошел круглый стол «Роль СМИ в продвижении традиционных духовных и семейных ценностей»
Самым кратким и самым острым по теме выступлением на круглом столе «Роль СМИ в продвижении традиционных духовных и семейных ценностей» была, пожалуй, речь Лидии Фатеевой, председателя общественной организации инвалидов-ветеранов «Инвет». Но Лидия Васильевна говорила так мягко и убедительно, что никто не ощутил себя обиженным. Ее опыт, давно признанный и официально отмеченный целым рядом наград, в том числе знаком «За заслуги перед Новосибирской областью», позволил развернуть тему усыновления к истокам проблемы, возникшей в пореформенной России.
По мнению Фатеевой, начинать нужно с поиска ответа на вопрос: откуда берутся сироты при живых родителях? Почему сегодня кризисная семья столь жестоко обходится с детьми, оставляя их без попечения? Кто или что продуцирует неустойчивость важнейшего общественного института — семьи?
С потрясающей этической чуткостью Лидия Васильевна обратила внимание на привычные, с нашей точки зрения, объявления в газете. Она развернула одну страницу и прочла: «Отдам собачку в хорошие руки», открыла другую, а там практически такой же текст о ребенке, которому нужны новые родители.
Мы уже и не реагируем на подобные «мелочи», которые в конечном счете подтачивают нравственные основы государства.
Состоять в непрерывном диалоге
Участники круглого стола «Роль СМИ в продвижении традиционных духовных и семейных ценностей» делились опытом, задавались вопросами, искали новые инструменты спасения детей от социального сиротства, апеллировали к представителям прессы, советовали, критиковали — словом, происходило то, ради чего и собрались на второй Гражданский форум активисты-общественники.
По совету Марины Пановой удалось «уйти от взаимных упреков» ради того, чтобы понять, чего же стороны хотят друг от друга.
Насколько реалистична «программа», вкратце изложенная Мариной Вячеславовной, покажет время, но ее суть очевидно востребована сторонами. Среди ее тезисов: заинтересовать, продвигать актуальные идеи, решать проблемы, состоять в непрерывном диалоге, услышать потребности общества, донести уже имеющийся опыт, вовлечь как можно больше людей в общественную работу по конкретным проектам. И СМИ в этой работе должны стать более активными.
Спешите делать добро
Очевидно: если будут устои семьи крепкими, никакого сиротства в таких масштабах, коими мы нынче мучимы, не будет. Тем более что есть такие энтузиасты, как Евгения Соловьева, имеющая и своих детей, и усыновленных. Общественная организация усыновителей «День аиста» помогает детям и потенциальным родителям обрести друг друга. За годы существования удалось создать замечательные семьи, которые вопреки всему сумели сформировать новые семейные традиции, принципы уважения, взаимопомощи, доброты и милосердия. Обществу, таким образом, предложены новые образцы носителей высших человеческих и семейных ценностей.
«Делать добро — это очень важно и для тех, кто его делает, и тем, кому его делают», — уверена Лидия Васильевна Фатеева. По ее мнению, забота о стариках, в том числе инвалидах, служит укреплению нравственного взгляда на семейные устои.
Социальное одиночество столь же страшно, сколь и социальное сиротство. Здесь помощь прессы нужна не меньшая, чем в детской теме, считает Наталья Якимова, председатель Новосибирского областного отделения Российского Красного Креста. Она не обделена вниманием журналистов, но не удержалась от сетования: порой бывает «свободная интерпретация».
Конечно, многие говорили и о том, что социальная тема, как наиболее чувствительная, требует особым образом подготовленных журналистов.
Как пишем?
Эксперты агентства «Медиалогия» подсчитали, что с 2008 по 2011 год в СМИ удельный вес материалов, посвященных семье и ее ценностям, не превышает 1,96 процента.
Почему выбран 2008-й? Он был объявлен Годом семьи, а последующие временные периоды оценивали с точки зрения эффекта пролонгации, что естественно.
Система «Медиалогии» включает базу 8 043 наиболее влиятельных СМИ и автоматизированный аналитический модуль. Выборка составила 34 714 310 публикаций. В 769 765 из них упомянуто слово «семья». В региональной печатной прессе процент выше — 3,88. Самое последнее место занимают радио и ТВ. Это и без подсчета ясно.
Впрочем, «диагноз» можно ставить всем: тексты, в которых упоминается семья, как правило, от спикеров из органов власти. Эксперты считают, что в таком контексте влияние на молодежь остается минимальным. А именно у молодых мы пытаемся сформировать некие идеалы.
Тяжело быть убедительным
— У меня часто спрашивают журналисты: «А вам помогает государство?» Я вообще-то уверена, что мы помогаем государству. Вернее, самим себе, ведь в конечном счете государство — это и есть все мы вместе, — говорит президент Новосибирской городской общественной организации «День аиста» Евгения Соловьева.
Если критично окинуть взором то, как мы продвигаем нравственные ценности (через человека или как-то иначе), то можно отметить некую однобокость: мы рисуем сладкие образы счастливой семьи и светлых традиций. Между тем даже великие артисты жаловались во все времена: как тяжело быть убедительным, создавая образ положительного человека.
Голливуд это давно понял и практически решил проблему: нравственность утверждает себя только через конфликт. Любой приличный фильм основан на остром противостоянии добра и зла. Добро побеждает убедительно, причем по-американски: нравственным быть выгодно.
У нас другое: просто надо быть нравственным. Это срабатывало частично и в недавние времена, когда кодекс строителя коммунизма и десять заповедей совпадали.
При смене кодексов приходится работать изобретательнее. И в достижении заявленных целей не обойтись без «подзарядки», которая и происходит при таких масштабных акциях, какой уже стал Гражданский форум.