USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Сколько деревьев в лесу?

Светлана СЫСОЕВА
Восстановление лесов — неотъемлемая часть работы с зеленым богатством. Фото Сергея ДЯТЛОВА
Восстановление лесов — неотъемлемая часть работы с зеленым богатством. Фото Сергея ДЯТЛОВА

В регионе прорабатывают способы привлечения молодых специалистов в лесное хозяйство и уделяют пристальное внимание охране и защите лесов

Впервые за двадцать лет в области стали выделяться достаточные средства на лесоустройство — работу по сбору информации о количестве и качестве лесных ресурсов. Подвижки не замедлили сказаться: если в 2010 году актуальными оставались данные лишь о трети всех лесов области, то за 2012 год обследовали территории четырех лесничеств из двадцати шести, в текущем году на очереди — пять. Планируется, что при таких темпах на лесоустройство всей области потребуется не более четырех лет.

Важность проводимых работ оценил Василий Юрченко:

— С лесоустройства все начинается, иначе будем с «закрытыми глазами» по лесу ходить, — привел яркое сравнение губернатор на заседании круглого стола «Итоги работы лесопромышленного комплекса Новосибирской области за период 2010 — 2013 годов». Разумеется, участники встречи поднимали и другие вопросы, стоящие пред новосибирской лесной отраслью, и обсуждали варианты их решения.

Основа охраны
Работы в лесном хозяйстве достаточно: сбор семян, посадки, рубки ухода и так далее. Но в последние годы лесникам нередко приходится заниматься еще и «бумажными делами», вместо того чтобы работать непосредственно на территории. А без хозяйского ока лес беззащитен. Тут тебе и незаконные вырубки, и пожары.

Поэтому лесничих надо «вернуть в лес», считает Владимир Борзенков, директор Ордынского лесхоза. Согласились с ним и другие участники круглого стола: лесник должен быть основой охраны. Однако к защите леса должны подключаться и арендаторы: глупо наблюдать, как пилят сук, на котором сидишь. Тем более что некоторые и сами «рвутся в бой». Один из них, Виктор Генш, поделился проблемой: на сегодняшний день фирма не имеет полномочий вести природоохранную деятельность, между тем ее работники точно так же рискуют при встрече с нечистыми на руку лесорубами, как и государственные лесники.

— У нас за короткий период сгорели две сторожки, по всем признакам это были поджоги, — аргументировал свою просьбу юридически защитить арендаторов бизнесмен.

Этот вопрос губернатор пообещал рассмотреть: возможно, стоит частников наделить полномочиями, чтобы пресекать незаконную деятельность отчаянных «дельцов»? Что касается затрат на мероприятия по противопожарной охране, то Юрченко пообещал, что часть средств, выделяемых областью на эти цели, будет доходить до добросовестных арендаторов.

Курс на хвойные породы
Восстановление лесов — такая же неотъемлемая часть работы с зеленым богатством, как и его рубка и обработка. При этом важно, чтобы лесовосстановлением занимались профессионалы, не только имеющие для этого материальную базу, но и знающие, как это делать, — отметил Александр Абашеев, главный лесничий по Сузунскому лесничеству.

Такие специалисты в области есть. Бердский лесхоз более полувека работает над лесосеменной базой. В прошлом году около 20 процентов от общего объема имеющихся в регионе семян приходилось на это предприятие, 16 процентов из них — с улучшенными характеристиками. В распоряжении лесхоза — склад семян, шишкосушилка, тепличный комплекс, а также иная техническая инфраструктура, необходимая для пополнения лесов новыми деревцами.

— Необходимо работать со своими саженцами и семенным фондом, чтобы деньги не уходили в другие регионы, — «простимулировал» губернатор слушателей и докладчиков круглого стола. Он также отметил, что должно быть не просто залесение, а восстановление ценными хвойными культурами, чтобы эти посадки через 50, 70 или 100 лет вошли в лесооборот. Забота о будущих поколениях должна начинаться уже сейчас. А для потребностей поколения нынешнего необходимо, чтобы наш лес подвергался глубокой переработке на местах, в области. Хватит снабжать соседей исключительно досками — пора развивать и это направление лесной отрасли. А для этого, заметил Василий Алексеевич, нужно расширять рынки сбыта.

Подкрепить энтузиазм жильем
Что касается кадровой политики, то здесь ситуация непростая. Планку престижа профессии надо поднимать. Статистика неумолима — не идет молодежь в лесную отрасль. Как рассказал директор Тогучинского лесхозтехникума, последние годы наблюдается недобор студентов, а трудности с закреплением выпускников в отрасли (так, из всех выпускников прошлого года только трое работают по профессии) сводят на нет все усилия, приложенные к обучению. Причины классические: отсутствие жилья, инфраструктуры и низкие доходы. По данным руководителя департамента Сергея Швеца, средняя зарплата в лесном комплексе области сегодня составляет 11 607,7 рубля. Поэтому не стоит удивляться, что мало энтузиастов решает работать на благо леса.

Частично эту проблему планируется решить путем передачи Тогучинского техникума в ведомственное подчинение профильному департаменту, после чего наставниками учащихся станут опытные руководители лесопромышленных предприятий и сотрудники департамента. Кроме того, губернатор пообещал, что с нового учебного года будут выделены квоты на подготовку специалистов лесной отрасли по контракту. Все это, очевидно, должно повысить престиж лесохозяйственного образования, а вопрос закрепления кадров — дело самих предприятий.

— Землю для строительства дома в деревне найти можно, — объяснил Василий Юрченко. — Заготовленный лес продайте молодому специалисту по себестоимости, он еще и субсидию от государства получит, и пусть строится. Вот вам 70 процентов решения проблемы с кадрами. Конечно, это будет не служебное жилье, но ведь у нас уже 150 лет как отменили крепостное право.

Чтобы и валежник не залежался
Следующую проблему поднял сам губернатор, вспомнив, как во время недавней командировки в Германию был поражен чистотой лесных массивов вдоль дорог: ни одного поваленного дерева в глубине леса, насколько хватает глаз, не увидеть. «У нас же, — сказал Василий Алексеевич, — если дерево упадет, то лежать будет, пока не сгниет в труху. А это и засорение леса, и повышение пожароопасности».

Между тем и валежнику можно найти применение: сухие ветки и древесина могут стать прекрасным топливом для населения. Однако пока арендаторы предпочитают работать исключительно со здоровыми деревьями. Оно и понятно: древесина нужна в первую очередь для изготовления строительных досок, однако, если взглянуть шире и попутно наладить заготовку дешевого топлива, которое в прямом смысле слова лежит под ногами, выиграют все.

О топливе на круглом столе было сказано особо. Полноценной заготовкой дров должны заниматься специализированные организации, считает глава региона. Необходимо, чтобы человек получал уже распиленные стволы, а не ехал за ними в лес, где его поджидают соблазны: и лишнего срубить, и костер запалить… Сегодня, по словам Юрченко, минсоцразвития региона совместно с департаментом лесного хозяйства начало рассчитывать потребности населения в заготовке дров. Это должно помочь «убрать граждан из леса».

Вопросов и насущных проблем в новосибирских лесах остается много. В частности, что делать с Караканским бором. Многие предлагают присвоить ему статус особо охраняемой природной зоны, и областное правительство согласно пойти на этот шаг. Но при этом стоит учитывать, что тогда ни о каком отдыхе в бору местных жителей или приезжих не может идти и речи. Главное — заботы леса перестали волновать только специалистов, местная власть готова работать совместно с ними.

ФАКТ
За прошлый год организациями лесного комплекса области произведено товарной продукции, выполнено работ и оказано различных услуг на сумму в 1 миллиард 200 миллионов рублей. Производство пиломатериалов, бруса и прочей продукции переработки выросло на 13 процентов.