USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Слабое звено

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА

Из 70 тысяч индивидуальных предпринимателей, числившихся в регионе в 2012 году, более трети — «мертвые души»

С начала года количество индивидуальных предпринимателей резко пошло на убыль. Закрывающие свою деятельность ИП объясняют это выросшими страховыми платежами. Однако, по мнению руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Алексея Легостаева, ликвидируются преимущественно неработающие ИП.

— В 2012 году из 70 тысяч предпринимателей отчетность представляли 50 тысяч, то есть 20 тысяч просто «мертвые души», — заметил Алексей Легостаев. — Но они обязаны вносить платежи в Пенсионный фонд вне зависимости от того, занимаются ли они предпринимательской деятельностью, получают ли доход или не получают. И я не исключаю, что сейчас закрылись в том числе те, кто эту деятельность не вел.

Платежи действительно увеличились более чем в два раза — вне зависимости от полученной или неполученной прибыли фиксированный взнос в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования достиг размера 35 тысяч рублей. Для большей части ИП в городе это не та сумма, которая подкосит предпринимателя до такой степени, что он будет вынужден сворачивать перспективный бизнес. Закрываются киоски, ранее «жившие» на круглосуточных продажах пива и сигарет, что ни особо прибыльным, ни социально значимым бизнесом не назовешь. Желающие киоскеры перепрофилировались, по каким-то причинам не заинтересованные в продолжении деятельности — закрылись или ищут арендаторов.

Другие доходы
Но в сельской местности деньги считают по-другому, там иной уровень дохода. В отдаленных районах области «в предприниматели» идут не ради самореализации или получения высокой прибыли. Там самозанятость — единственный выход и доход. Логично, что прекратившие предпринимательскую деятельность самозанятые граждане идут вставать в очередь на биржу труда, оформляться в качестве безработных для получения пособия. Как обстоят дела на самом деле, лучше всего расскажут те, кто призван решать проблему занятости, причем именно там, где она стоит острее всего по области. К примеру, уровень безработицы в Чановском районе один из самых высоких — более четырех процентов.

— С 1 января по 11 февраля 2013 года у нас в районе закрылось около 50 индивидуальных предпринимателей — так ответил на наш запрос Пенсионный фонд, — поясняет Сергей Флеенко, директор центра занятости Чановского района. — Но из закрывшихся ИП только шестеро обратились к нам.

Может быть, шесть человек, выбывших из строя ИП, в масштабах области мизер. Но в масштабах семьи потеря одного источника дохода — серьезный минус. Статус безработного для человека, не привыкшего сидеть без дела, лишь временный переход из одного состояния в другое. Варианты в центре занятости для них уже подбирают — переквалификация, обучение, поиск подходящей вакансии.

Уйти или остаться?
Есть и другое, в общем-то, небезосновательное мнение: официальное закрытие ИП для ряда мелких предпринимателей означает уход не из бизнеса, а из правового поля.

— Закрываются те, у кого мелкий либо сезонный бизнес. Часть из тех, кто закрылся, продолжает работать неофициально, — считает Анатолий Селедков, индивидуальный предприниматель из поселка Чаны.

Сам Анатолий ликвидировать свое дело не планирует. Для рентабельного бизнеса повышение размера обязательных отчислений хоть и ощутимы, но совсем не катастрофичны. Этого мнения придерживается Наталья Бердаус, индивидуальный предприниматель из Новосибирска. Хотя, соглашается бизнесвумен, пришлось затянуть пояса.

— Работаю сама, без продавца, чтобы сократить затраты, — говорит Наталья. — У меня зоотовары — то, что всегда будут покупать: ведь животных и кормить, и лечить надо.

Так или иначе, но факт остается фактом: закрытие нерентабельных ИП и оптимизация затрат оставшихся в бизнесе повлекли за собой сокращение официально занятых. Однако судя по тому, что на биржу труда попала лишь незначительная доля работников бывших ИП, остальные либо продолжают трудиться на старом месте, получая доход по серой схеме, либо ликвидированные ИП никогда реально не работали.

По итогам 2012 года около 17 тысяч из зарегистрированных в регионе индивидуальных предпринимателей не представили налоговую отчетность, а у 7,5 тысячи представленная отчетность является «нулевой», что свидетельствует, по мнению экспертов областного УФНС, о возможном отсутствии у 24,5 тысячи человек предпринимательской деятельности.

ФАКТ
По расчетам УФНС России по Новосибирской области, с сокрытого фонда оплаты труда не уплачено около 40 миллиардов рублей налога на доходы физических лиц — это почти половина суммы налогов, пополнивших бюджет области в прошлом году.