USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Творить, учить и радовать

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ
На декоративно-прикладном отделении Краснозёрской детской школы искусств учится Арина Кондратенко. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ
На декоративно-прикладном отделении Краснозёрской детской школы искусств учится Арина Кондратенко. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ

Системой дополнительного образования в регионе охвачено более 160 тысяч юных жителей области

В этом году имя преподавателя декоративно-прикладного отделения Краснозёрской детской школы искусств Альбины Синяткиной занесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области. Без малого двадцать лет Альбина Николаевна обучает детей народным промыслам: работе с глиной и росписи по дереву. Поделки учеников мастера и самого педагога традиционно получают признание и награды на различных выставках, фестивалях и конкурсах. За победами областного и российского масштабов стоит кропотливая работа, окрашенная ярким блеском таланта учителя.

По авторским программам
Небольшая комната декоративно-прикладного отделения школы искусств у педагога Синяткиной плотно заставлена шкафами с поделками из глины. А вот художественная роспись представлена здесь не только на специальных дощечках — разноцветьем принарядила она и скучную казенную мебель. Идут занятия. За столом группа ребят корпит над будущими росписями под городец и хохлому, мезень и пермогорье…

С элементарного умения держать кисточку или разминать глину начинается путь к основе ремесла, а от него — к творческому самовыражению личности. Для педагога важно, найдя контакт с каждым ребенком, вести его все годы обучения, не погасив интереса к занятиям, которые требуют в первую очередь усидчивости, внимания и терпения. Альбина Николаевна умеет находить индивидуальные «ключики», развивая способности и талант каждого из ребят. Слово «нельзя» на занятиях у педагога не в ходу, чаще другие: «попробуй», «посмотри», «сравни».

Один пример. Как хочется, особенно девчонкам, сделать разноцветно-яркой одежду глиняной куклы, вот и разрисовывают ее, используя чуть ли не всю палитру красок. Получается аляписто, да и до красоты далеко. С недоумением обращаются юные художницы к педагогу:

— Почему?

— А сами бы вы так оделись? Посмотрите внимательно.

— Ой, нет!

Посмеялись. Начинают сравнивать свои раскраски с народной игрушкой: ею любуешься, а красок в веселом кукольном наряде глиняной барышни всего-то три. Так подходят с педагогом к понятию народной традиции, а далее речь уже и о гармонии…

Альбина Николаевна написала собственные образовательные учебные программы по предметам «Художественная лепка» и «Роспись по дереву». Представив работы на Второй областной конкурс «Педагог художественного образования», получила диплом I степени.

Увлечение, ставшее главным
Быстро окинуть взглядом все выставленные в классе поделки не получается, хочется внимательно рассматривать каждую. Одни выполнены на высоком художественном уровне, другие — первые пробы в творчестве. Преподаватель гордится всеми работами учеников:

— Сейчас даже мои первоклассники со своими работами на любой районной выставке смотрятся мастерски. Когда сама училась лепке, то первые игрушки были далеки от совершенства, но вызывали огромный интерес у окружающих.

Альбина Николаевна основные знания, умения и навыки в области художественного образования приобрела в педагогическом училище. Учитель рисования по основной специальности свое увлечение поделками из глины считала хобби. Нравился природный материал, с помощью которого можно выразить свое настроение, ощущение жизни. Прочла много литературы, посвященной народным промыслам, технике создания традиционных глиняных игрушек. Постепенно нарабатывалось мастерство, появилась потребность делиться им. Параллельно училась в педагогическом университете.

Ее отделением в школе искусств выпущено много учеников, некоторые из них пошли по стопам Альбины Николаевны. Окончила художественно-графический факультет Ульяна Рубан, факультет культуры и народного творчества Екатерина Юрина. Екатерина Аристархова — студентка художественно-графического факультета педагогического вуза...

В музейной экспозиции
У Альбины Синяткиной и ее учеников есть работы в технике росписей по стеклу и дереву, вызывающие интерес даже у профессионалов. Только роспись витражными красками занятие из дорогих: для сельской школы искусств, где в целях экономии даже доски ребята на занятиях расписывают обычными красками для рисования, затем облагораживая картинки лаком, это роскошь. Глина — другое дело. Материал простой: общедоступный и благодарный в умелых руках.

В постоянной экспозиции Краснозёрского художественно-краеведческого музея находятся подаренные коллективные работы учеников мастера Синяткиной из глины: «Подводный мир», «Чудо-дерево», «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них зрителя покоряет смелость авторов в составлении многофигурных композиций, тонкость и виртуозность рисунка, передача психологии героев.

Обучая детей художественной лепке на традиционных народных глиняных игрушках, Альбина Николаевна вместе с ребятами постарше создала и свою серию игрушек под общим названием «Хохлы», скромно называя их не авторскими, а придуманными игрушками. Вместе с учениками педагог расширяет коллекцию исполненными в сложной технике фигурками персонажей, где каждому придуманы свои имя и характер.

Альбина Синяткина в своих воспитанников закладывает прочный фундамент любви к искусству, раскрывает им красоту окружающего мира. Ее ученикам повезло. Им есть у кого учиться мастерству, и при этом они имеют возможность общаться с удивительно интересным и неординарным человеком.

ЦИФРА
В регионе работает 276 учреждений дополнительного образования детей

Фотографии статьи
Преподаватель школы искусств Альбина Синяткина. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ
Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ