USD 102.3438 EUR 106.5444
 

С чего начинается карьера

Инна ВОЛОШИНА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Куда пойти учиться, чтобы гарантированно устроиться на работу? Эту тему обсудили участники круглого стола в редакции газеты «Советская Сибирь»


Не будет преувеличением сказать, что сегодня большинство предприятий нашего региона, в первую очередь промышленных, прямо-таки задыхаются от нехватки квалифицированных кадров. Насколько соответствует уровень подготовки молодых специалистов требованиям работодателей? Как сделать, чтобы они были более востребованы на рынке труда? Как наладить взаимодействие между предприятиями и образовательными учреждениями? Чем может помочь государство? Эти и другие темы мы обсуждали в редакции «Советской Сибири» на круглом столе, посвященном вопросам профессионального образования.

Профессиональный тупик
— Совсем скоро для тех, кто сейчас учится в старших классах, наступит горячая пора — сдача выпускных экзаменов и поступление в различные учебные заведения. Но давайте заглянем дальше. Как молодым людям сделать правильный выбор? Не будет ли у них потом проблем с поиском работы?

Юрий Сколубович, доктор технических наук, профессор, ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета:
— Не берусь судить за всех, но у выпускников нашего университета проблем с трудоустройством практически не возникает. Сегодня строительная отрасль бурно развивается, что вполне понятно — без этой сферы динамичное развитие других отраслей экономики попросту невозможно. Строители востребованы всегда — так было и, я очень надеюсь, так будет. Другой вопрос, что размер заработной платы не всегда устраивает вчерашних выпускников.

Виктория Таркова, заместитель директора ГАУ НСО «Центр развития профессиональной карьеры»:
— Действительно, в наш центр профессиональной карьеры практически никогда не обращаются строители, врачи и IT-специалисты. Про представителей других профессий я этого сказать не могу. При этом к нам приходят с самыми разными проблемами, и далеко не всегда это вопросы трудоустройства.

Нередко у молодых специалистов возникают трудности личного плана: например, они не могут адаптироваться в коллективе. Немало таких, кто, уже получив образование, понимает, что не тому учился. У человека совершенно не лежит душа к специальности, которой он занимается, возникает профессиональный тупик. Очень часто к нам обращаются с проблемой нежелания работодателей брать молодых специалистов без опыта работы. К сожалению, это явление очень распространено.

— Почему так происходит?

Анна Долозова, заместитель начальника отдела кадров НИИ измерительных приборов — Новосибирского завода им. Коминтерна:
— Я полагаю, работодатели не хотят брать без опыта работы таких специалистов, как юрист и экономист, потому что рынок труда сегодня ими переполнен и потенциальный работодатель имеет возможность выбора. Многие считают, что гораздо выгоднее взять готового специалиста, чем вчерашнего выпускника, которого нужно обучать и растить.

Прямое взаимодействие
Татьяна Звягина, начальник отдела профессионального образования управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования министерства труда и занятости НСО:
— И все же хотелось бы отметить, что не все так плохо. Согласно нашим данным, в 2012 году уровень трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования достиг 70 процентов. Это очень хороший показатель, хотя добиться его было нелегко. В корне изменился подход к профессиональному образованию. Впервые училища, колледжи и техникумы стали учитывать перспективные кадровые потребности предприятий региона.

По данным проведенного нами мониторинга, сегодня на предприятиях Новосибирской области открыто 38 тысяч вакансий. Иначе как кадровый голод я эту ситуацию назвать не могу. Поэтому предприятия готовы брать на практику и стажировку учащихся профессиональных училищ и техникумов, с тем чтобы потом предоставить им работу. Другими словами, сегодня мы не готовим молодых специалистов, чтобы выпустить их «в никуда». У каждого в перспективе есть рабочее место.

— Каким образом осуществляется взаимодействие учебных заведений с потенциальными работодателями?

Георгий Колмаков, директор Новосибирского приборостроительного техникума им. Б.С. Галущака:
— Возьмем наш техникум. Он находится на территории приборостроительного завода. Поэтому у нас всегда сбалансированная программа приема: мы готовим именно тех специалистов, в которых сегодня нуждается предприятие, именно в том количестве, которое требуется. Мы работаем в постоянном контакте с руководством завода, которое предоставляет нам перспективный кадровый заказ. Естественно, и практики, и стажировки наши ребята проходят на заводе, так что могут воочию представить, чем им предстоит заниматься в дальнейшем.

К сожалению, далеко не все техникумы и профессиональные училища имеют столь тесные связи с потенциальным работодателем. Но, по моему глубокому убеждению, только так можно и нужно выстраивать отношения между образовательными учреждениями и предприятиями.

Галина Талюкина, директор ГБОУ НСО «Новосибирский техникум металлургии и машиностроения им. А.И. Покрышкина»:
— Сегодня на базе учреждений начального и среднего профессионального образования открывают ресурсные центры. Это дает нам новые возможности, новый толчок к развитию. На базе нашего техникума, например, действует ресурсный центр по металлургии, металлообработке и сварочному производству.

Кроме того, в регионе действуют отраслевые советы по подготовке квалифицированных кадров. Председателем нашего совета является министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергей Сёмка. В его состав входят также руководители крупных промышленных предприятий, таких как ОАО «Новосибирский металлургический завод им. А.Н. Кузьмина», ОАО «Сиблитмаш», ОАО «Тяжстанкогидропресс».

В некотором смысле этот орган можно назвать попечительским советом, потому что он рассматривает программы подготовки кадров, определяет наиболее востребованные в данный момент профессии и решает вопросы укрепления материально-технической базы. Иными словами, руководители промышленных предприятий принимают самое деятельное участие в вопросах профессионального образования.

Мария Кирсанова, директор профессионального лицея № 10 им. Н.А. Лунина:
— Не могу не сказать, что был период, когда мы в лицее им. Н.А. Лунина, который готовит кадры для железной дороги, обучали ребят на устаревшем оборудовании по старым технологиям. Понятно, что такие специалисты не были особенно востребованы и у выпускников возникали проблемы с трудоустройством.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. Благодаря вложению средств мы смогли приобрести современные тренажеры и оборудовать учебные классы. Уровень подготовки стал качественно иным, и предприятия Западно-Сибирской железной дороги об этом знают.

Хочу подчеркнуть особенность нашего лицея по сравнению с другими образовательными учреждениями: наши учащиеся могут проходить практики и стажировки только на железной дороге, и ни в каком другом месте. Поэтому связь с потенциальным работодателем у нас самая тесная.

Чему учим?
— Высшие учебные заведения поддерживают столь же тесные связи с предприятиями?

Анна Долозова, заместитель начальника отдела кадров НИИ измерительных приборов — Новосибирского завода им. Коминтерна:
— Меня радует, что сегодня программы подготовки специалистов напрямую приближены к реальному производству. У нас, например, заключены договоры о сотрудничестве с рядом учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования города Новосибирска. Ряд учебных программ в них скорректированы для нашего производства. Студенты этих учебных заведений постоянно проходят у нас производственные и преддипломные практики. Многие из них, побывав у нас однажды, потом приходят снова, некоторые начинают работать у нас, продолжая учебу.

Омоложение коллектива — одна из актуальных задач, стоящих перед нами. Сегодня у нас трудится более 2 000 человек, многие из них люди в возрасте с огромным опытом. Поэтому мы готовы ежегодно принимать до сорока молодых специалистов. Правда, вчерашним выпускникам нужно три — пять лет, чтобы они смогли набраться необходимого опыта и смогли работать самостоятельно, но мы это прекрасно понимаем и идем на это.

Марина Целебровская, директор центра довузовского образования НГТУ:
— В 2010 году вышло постановление Правительства Российской Федерации, в котором шла речь о подготовке научных работников для предприятий военно-промышленного комплекса. Тогда наш университет заключил договор с рядом предприятий на подготовку специалистов. Студенты проходят практику на этих предприятиях, а потом приходят туда работать. В 2012 году четырнадцать предприятий подали нам заявки на подготовку кадров, и мы приняли по целевому набору около двухсот человек.

Но хотелось бы обратить внимание вот на какой аспект. Как уже говорили ранее, сегодня далеко не каждый выпускник еще при поступлении в вуз отчетливо понимал, что представляет собой его будущая работа. Отсюда и пресловутые профессиональные тупики. Мне кажется, работу с потенциальными абитуриентами надо начинать со школы.

Анна Долозова, заместитель начальника отдела кадров НИИ измерительных приборов — Новосибирского завода им. Коминтерна:
— Согласна с этой мыслью. Действительно, ученики школ не знают о многообразии профессий, особенно рабочих специальностей. Представители нашего завода и НГТУ бывают в школах, встречаются с учениками 9 — 11-х классов, рассказывают о предприятии, перспективах для молодежи. Сегодня очень важно поднимать престиж рабочих профессий и вообще технических специальностей.

Юрий Сколубович, доктор технических наук, профессор, ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета:
— Мы тоже напрямую сотрудничаем со строительными компаниями, в первую очередь с крупными. Это, например, строительный концерн «Сибирь» и компания «Дискус плюс». Всего у нас заключено более 120 договоров с различными предприятиями.

Целиком согласен с утверждением, что работу с будущими абитуриентами надо начинать со школы, причем чем раньше, тем лучше. Если подросток с девятого класса начинает посещать дни открытых дверей и различные подготовительные курсы, он имеет гораздо более четкие представления о своей будущей профессии, что, безусловно, положительно сказывается на его дальнейшей подготовке.

Кроме того, большую роль играет преемственность поколений. В нашем университете, например, очень сильны традиции — многие выпускники после окончания вуза регулярно приходят в альма-матер, посещают наши праздники и другие мероприятия и приводят с собой детей, многие из которых впоследствии поступают к нам в вуз.

— Мы больше говорим о технических специальностях, но ведь учебные заведения готовят не только этих специалистов. Как обстоят дела в других сферах экономики, например в торговле?

Роман Загуменный, исполнительный директор ОАО «Новые торговые системы»:
— У нас те же самые проблемы, что и у промышленных предприятий. Я имею в виду кадровый голод. По моему мнению, сегодня связи между учебными заведениями и потенциальными работодателями начинают восстанавливаться, однако далеко не в том объеме, как хотелось бы. Иными словами, сегодня ни один вуз или техникум не готовит специалистов, которые нам нужны. Поэтому нам пришлось создать собственную учебную базу, где осуществляем переподготовку наших сотрудников.

Мне кажется, беда в том, что сегодня учреждения профессионального образования дают лишь общие знания, а нам, работодателям, требуется конкретика. Вот и приходится заниматься обучением. Наша компания рада была бы брать на практику или стажировку студентов вузов, но лишь при условии составления учебными заведениями программ обучения с учетом наших пожеланий.

Требуются наставники
Леонид Метлюк, начальник отдела кадров ОАО «Новосибирский приборостроительный завод»:
— Полагаю, что если есть взаимная заинтересованность, то взаимопонимание можно найти. Сегодня многие работодатели приходят в учебные заведения, заключают договора на подготовку специалистов и корректируют программы обучения. Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Многих молодых людей, получивших профессиональное образование, не устраивают низкие зарплаты и тяжелые условия труда. Это во-первых. Во-вторых, как уже говорили мои коллеги, многих работодателей отпугивает отсутствие опыта. Но опыт не падает с неба, его надо приобретать.

Раньше существовал социальный институт наставничества, когда опытные специалисты целенаправленно работали с молодыми, готовили их, делились опытом, предостерегали от возможных ошибок. Сегодня это практически утрачено. Опытным сотрудникам невыгодно учить других. Причина этого проста: они не заинтересованы материально, иначе говоря, существенно теряют в заработке. Полагаю, что нужно доплачивать наставникам за то, что они обучают молодых специалистов. Причем такая поддержка должна быть со стороны государства. Тогда, как мне кажется, предприятия будут более охотно брать на работу людей без опыта.

Анна Долозова, заместитель начальника отдела кадров НИИ измерительных приборов — Новосибирского завода им. Коминтерна:
— На нашем предприятии определены надбавки для наставников и руководителей стажировок, которые работают с ребятами во время производственных практик и потом, когда те приходят на работу. Но опытные сотрудники все равно не хотят этим заниматься — им это невыгодно. Мне кажется, для этого должна быть организована специальная программа с участием органов местного самоуправления, ведь наставничество — неотъемлемая часть профессиональной подготовки кадров.

Мария Кирсанова, директор профессионального лицея № 10 им. Н.А. Лунина:
— А я считаю, что поддержка должна быть не только со стороны государства, но и со стороны соответствующей отрасли. Иначе говоря, каждая отрасль должна вкладывать деньги в профессиональную подготовку. Это, на мой взгляд, вполне логично: хочешь получить квалифицированного специалиста, подготовленного так, как тебе надо, плати. Железная дорога, например, всегда выделяла и продолжает перечислять весьма существенные средства на укрепление материально-технической базы нашего лицея. Поддерживает она и детскую железную дорогу — вот где наглядная пропаганда профессии!

Еще мне кажется важным такой момент: должна быть стройная система многоступенчатой профессиональной подготовки. Допустим, окончил человек училище или лицей, поработал по специальности и решил, что надо учиться дальше. Таким молодым специалистам можно и нужно давать возможность учиться в вузах, причем за счет предприятия. На железной дороге это обычная практика, и хочу особо подчеркнуть, что из тех, кто прошел все профессиональные ступени, получаются самые лучшие специалисты. И учатся они, как правило, лучше, поскольку имеют более сильную мотивацию, чем обычные школьники.

Марина Целебровская, директор центра довузовского образования НГТУ:
— Хочу привести в пример НАПО им. В.П. Чкалова. Там создан консорциум по подготовке специалистов, и с детьми начинают работать со средней школы. Ученики школ Дзержинского района готовят доклады и сообщения, посвященные авиации. Потом многие из этих ребят поступают на факультет летательных аппаратов НГТУ и, что особенно важно, делают это осознанно. Много там и других интересных моментов. Мне кажется, именно так и надо выстраивать систему профессиональной ориентации.

Что такое политехническая школа
Татьяна Звягина, начальник отдела профессионального образования управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования министерства труда и занятости НСО:
— Действительно, пример НАПО весьма удачен. Сейчас мы работаем над созданием аналогичного образовательного кластера в области агропромышленного комплекса. Не секрет, что сегодня сельское хозяйство региона также испытывает жесточайший дефицит квалифицированных кадров.

Хочу рассказать еще об одном проекте, который сегодня реализует министерство труда и занятости Новосибирской области. Речь идет о ведомственной целевой программе «Развитие политехнической и агротехнической школ в Новосибирской области на 2012 — 2014 годы». Суть его в том, что учащиеся седьмых-восьмых классов общеобразовательных школ получают представление о специальностях и профессиях политехнического и агротехнического профиля, а ученики старших классов обучаются этим профессиям. Таким образом, после окончания школы выпускники вместе с аттестатом зрелости получат свидетельство о получении профессии. Дальше перед ними будет выбор: или сразу идти работать, или поступать в техникум или вуз.

Сегодня правительство Новосибирской области уделяет самое пристальное внимание профессиональному образованию. При губернаторе действует совет, который собирается четырежды в год и обсуждает насущные проблемы подготовки кадров. Хочу подчеркнуть, и надеюсь, что присутствующие со мной согласятся, что перемены в лучшую сторону уже ощутимы. Есть, конечно, определенные проблемы, о которых обычно не говорят. Взять хотя бы службу в армии — не успеет молодой человек получить диплом, а его уже призывают. Но сегодня работодатели готовы принимать сотрудников, с тем чтобы, отслужив в рядах Вооруженных сил России, они возвращались на место работы.

— Часто приходится слышать, что сегодняшние молодые специалисты хотят, как говорится, все и сразу. Насколько завышены ожидания вчерашних выпускников?

Анна Долозова, заместитель начальника отдела кадров НИИ измерительных приборов — Новосибирского завода им. Коминтерна:
— Зачастую весьма завышены. Мы, допустим, планируем взять молодого человека учеником, а он говорит: «Зачем мне это надо, я легко найду работу, не требующую особой квалификации, с зарплатой 15 — 18 тысяч рублей». Хоть это может показаться странным, но сегодня существует конкуренция не только между работниками, но и между работодателями. И более «богатые» предприятия переманивают у нас специалистов...

Роман Загуменный, исполнительный директор ОАО «Новые торговые системы»:
— Насчет завышенных ожиданий я бы сказал так: все зависит от человека, от его способности работать на результат. Если человек нацелен на карьеру, он, как правило, идет сначала и на небольшую зарплату. На первоначальном этапе он работает не за деньги, а за опыт. И, как правило, при таком подходе рост денежного вознаграждения не заставляет себя долго ждать. Нам ведь нужны не только продавцы, мы всегда заинтересованы в карьерном росте своих сотрудников и поддерживаем их в этом стремлении.

— Подводя итоги нашего круглого стола, можно сделать вывод, что проблема подготовки профессиональных кадров — дело, которое требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон. В процесс должны быть вовлечены и учебные заведения, и работодатели, и родители будущих студентов. О выборе будущей профессии надо задумываться еще со школьной скамьи.

ФАКТ
По итогам 2012 года шестеро учащихся и студентов учреждений профессионального образования получили премию в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Размер премий — от 30 до 60 тысяч рублей



Фотографии статьи
Анна ДОЛОЗОВА, заместитель начальника отдела кадров НИИ измерительных приборов — Новосибирского завода им. Коминтерна
Мария КИРСАНОВА, директор профессионального лицея № 10 им. Н.А. Лунина
Татьяна ЗВЯГИНА, начальник отдела профессионального образования управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования министерства труда и занятости НСО
Виктория ТАРКОВА, заместитель директора ГАУ НСО «Центр развития профессиональной карьеры»
Галина ТАЛЮКИНА, директор ГБОУ НСО «Новосибирский техникум металлургии и машиностроения им. А.И. Покрышкина»
Студентка Новосибирского колледжа легкой промышленности и сервиса Елизавета Юрина успешно осваивает профессию модельера-конструктора. Фото Бориса МОСКВИНА
Будущие железнодорожники осваивают азы профессии. Фото Михаила ПЕРМИНА
Георгий КОЛМАКОВ, директор Новосибирского приборостроительного техникума им. Б.С. Галущака
Юрий СКОЛУБОВИЧ, доктор технических наук, профессор, ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета
Роман ЗАГУМЕННЫЙ, исполнительный директор ОАО «Новые торговые системы»
Леонид МЕТЛЮК, начальник отдела кадров ОАО «Новосибирский приборостроительный завод»
Марина ЦЕЛЕБРОВСКАЯ, директор центра довузовского образования НГТУ