Несостоятельная самостоятельность
Механизм привлечения к ответственности нарушителей бюджетного законодательства еще предстоит разработать
Запущенные в самостоятельное плавание 312 областных бюджетных и автономных учреждений не сумели доказать эффективность данной им свободы распоряжаться государственным движимым и недвижимым имуществом и бюджетными субсидиями.
С 2012 года в полную силу заработало законодательство об особом статусе автономных и бюджетных учреждений. Новосибирская область входит в число лидеров среди субъектов Федерации по количеству действующих региональных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений. В основном они представлены социальным блоком, в том числе организациями образования, здравоохранения, культуры. С одной стороны, автономия дает больше возможностей зарабатывать от сдачи имущества в аренду и оказания платных услуг. С другой стороны, не снимает обязанности выполнять государственные задания, затраты на которые возмещает бюджет. Однако доходность для ряда автономных учреждений стала главной задачей. И все бы хорошо, если бы доходы от умелого управления госимуществом приводили к повышению количества и качества бесплатных услуг. Увы.
Причину подобной ситуации председатель областной контрольно-счетной палаты Елена Гончарова видит прежде всего в том, что руководители учреждений не несут ответственности за результаты использования бюджетных средств, а потому особенно и не переживают по поводу срыва госзаданий. Действенный механизм взыскания средств и привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства об управлении государственным имуществом еще предстоит разработать.
Доходные метры
Получив больше свободы, «автономы» зажили веселей. Самым простым способом с точки зрения зарабатывания без каких-либо вложений оказалась сдача в аренду свободных или освобождающихся под эти цели площадей, числящихся на балансе автономных учреждений.
В частности, в отчете областной контрольно-счетной палаты, представленном на комитете по бюджетной политике регионального Законодательного собрания, одним из фигурантов — нарушителей законодательства выступает Новосибирская государственная филармония. Руководство учреждения сдавало в аренду площади без проведения соответствующего аукциона, не поставив в известность собственника. Причем коммерческая организация занимала на 160 квадратных метров больше, чем указано в договоре аренды, и сдавала помещения в субаренду.
Фактически сдаваемые в аренду площади содержались за счет бюджетных субсидий, а доход от арендной платы шел в пользу филармонии, а также коммерческой организации. Однако размер субсидий на содержание недвижимого имущества, который должен был адекватно уменьшаться, оставался в тех же пределах.
В результате судебным решением были наложены штрафы на учреждение и коммерческого арендатора — 5 000 и 20 000 рублей соответственно. Между тем сумма недополученного дохода от использования имущества при сдаче в аренду помещений за период проверки составляет, как указывает эксперт КСП, более одного миллиона рублей.
Впрочем, претензии у экспертов КСП есть и к казенным учреждениям, не имеющим статуса автономных. В том числе речь идет о пустых, ничем и никем не занятых помещениях, на содержание которых исправно шли деньги. Пустые затраты бюджет нес годами.
Устранить лазейки и пробелы
По итогам проверок контрольно-счетная палата вышла с предложениями к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области: во-первых, разработать порядок изъятия имущества из оперативного управления государственных учреждений, которое не используется ими в процессе их деятельности; во-вторых, конкретизировать сроки, в которые учреждения обязаны уведомлять о приобретении ими имущества с дальнейшей постановкой в областной реестр госсобственности.
Работа над ошибками предстоит немалая. Но аудиторы палаты четко отслеживают меры, предпринимаемые органами власти по устранению нарушений.
— Так как мы орган финансового контроля, большинство нарушений имеют суммовое выражение, — рассказала Елена Гончарова. — Только за 2012 год с учетом прошлогодних задолженностей устранено нарушений на общую сумму в 1 миллиард 650 миллионов рублей. Кроме того, по результатам анализа нарушений принимаются нормативно-правовые акты, в которых реализуются наши предложения по устранению причин нарушений и повышению эффективности использования бюджетных средств.
Что касается нецелевого использования денег, то, по словам Елены Гончаровой, в прошлом году было установлено два таких факта. Но ни тот, ни другой не были связаны с хищением или с воровством. В 2010 году нецелевое использование допустило министерство образования, направив деньги не на повышение квалификации педагогов, а на выплату им премий по итогам конкурса и пособий молодым специалистам, подчеркнула председатель областной контрольно-счетной палаты. Второй факт относится к 2011 году: администрация города Обь направила целевую субсидию на уборку городских территорий, хотя должны были убирать территории садоводческих обществ.
Однако, как заявляют эксперты, бывают случаи, когда ущерб нанесен, но при этом нецелевого использования нет. И чаще всего это связано с завышением сметной стоимости строительных работ: если контракт «отторговали» по завышенной стоимости и заключили на эту сумму, то вернуть затраченные бюджетные средства уже невозможно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Елена ГОНЧАРОВА, председатель контрольно-счетной палаты Новосибирской области:
— В ходе проверок было установлено, что нарушения есть как со стороны самих автономных и бюджетных учреждений, так и со стороны органов исполнительной власти, в ведении которых эти учреждения находятся. К примеру, нет расчетов нормативных затрат на оказание спортивными школами государственных услуг. Когда работали по сметам, они рассчитывались по экономическим статьям расходов: зарплата, комуслуги, ремонт, приобретение основных средств. Сейчас даются госзадание на оказание определенного объема услуг и субсидия на его выполнение общей суммой. Но как рассчитать размер субсидии, если нормативы затрат на оказание услуг не установлены? На деле фактически сохраняется старый сметный принцип расчета, который не стимулирует сокращать затраты и повышать качество услуг. Соответственно, на выполнение госзадания по объему и стоимости услуг обращают мало внимания. Где-то объемы оказанных услуг меньше, чем указано в постановлении правительства и госзадании, где-то в отчетности указываются услуги в большем объеме, чем предоставлено на самом деле.
ФАКТ
В 2012 году по результатам проверок региональной контрольно-счетной палаты к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 26 должностных лиц и три юридических лица: Новосибирская государственная филармония, ООО «Арт-Сервис», администрация города Обь.