Love story только начинается
С молодой столичной балериной Кристиной Шапран новосибирские зрители познакомились год назад на V Сибирском фестивале балета — это была любовь с первого взгляда. Похоже, ей не будет конца...
VI Сибирский фестиваль балета набирает обороты. Вторым блоком его программы — после выступления знаменитой американской группы современного танца Complexions — стал балет «Коппелия» Делиба в постановке современного французского хореографа Ролана Пети в исполнении артистов Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Изящная, по-французски остроумная постановка, конечно, радикально отличается от классической версии, что идет в НГАТОиБ. Это не столько история о мастере, мечтающем оживить любимую куклу, и девушке, борющейся за своего жениха, сколько ироничная и озорная история о противоборстве желаний и чувств участников любовного треугольника — Коппелиуса, Сванильды и Франца…
Ужель та самая Кристина?
Встреча эта для новосибирских поклонников балета была вдвойне приятной еще и потому, что в первом гастрольном спектакле москвичей в роли Сванильды, шаловливой, проказливой, упрямой, мы увидели Кристину Шапран — восходящую звезду российской балетной сцены. У новосибирской публики сложилась своя love story с этой балериной. Впервые мы были очарованы ею на Пятом фестивале в «Сильфиде» — это в буквальном смысле воздушное создание, девушка-мечта сразу покорила сердца сибиряков. Кроме того, с октября по декабрь мы болели за Шапран в телевизионном проекте «Большой балет», где она получила приз зрительских симпатий. К счастью, потом в новом, то есть нынешнем, сезоне Кристина не раз появлялась на сцене Сибирского Колизея, став приглашенной солисткой НГАТОиБ и станцевав партии Солистки в «Шопениане» и Жизели в паре с Сергеем Полуниным, танцовщиком мирового масштаба, премьером театра Станиславского и Немировича-Данченко и также приглашенным солистом НГАТОиБ.
Кристине 21 год. В 2011-м она с отличием закончила Академию балета имени Вагановой. После выпускного экзамена ее сразу пригласили в знаменитый столичный театр, где, как пишут критики, «Шапран стала украшением труппы благодаря классической петербургской школе и тонкому артистизму».
Короткое интервью перед спектаклем. Кристина, как и на сцене, ослепительно обаятельна и юна, многое в ее жизни только начинается или происходит впервые. Наверное, поэтому к ответам на журналистские вопросы она подходит ответственно и серьезно — как к заданию, которое непременно надо выполнить. Судя по всему, это сегодня ее кредо — не давать себе поблажек, трудиться, чтобы непременно двигаться вперед.
— Кристина, как давно вы танцуете «Коппелию»?
— С июня прошлого года, с премьеры. Я не танцевала классический вариант Петипа, и, в общем-то, мне этот больше нравится. Наверное, в первую очередь потому, что я танцую именно его… Еще, мне кажется, он очень легко смотрится. Такой шуточный спектакль, с которого ты уходишь с хорошим настроением. Моя младшая сестра, которая, признаться, с не очень большим пиететом относится к балету и, случается, скучает на спектаклях, эту «Коппелию» смотрела, можно сказать, взахлеб и попросила: «Возьми меня еще раз». А я ее мнением дорожу. По складу ума она скептик, но в балете разбирается. И, может быть, ее строгая оценка для меня самая важная. Если что-то плохо, она об этом скажет напрямую. Мама же смотрит совсем другими глазами: ей все нравится!
«Я пришла в театр ребенком»
— Вы стремительно вошли в профессию — сразу на первые партии. Не появилось за эти полтора года разочарования? Николай Цискаридзе, например, здесь, в Новосибирске, говорил нам об утомительной монотонности и даже механистичности балетного ремесла…
— Конечно, это тяжелый каждодневный труд: ты приходишь в зал и каждый день делаешь экзерсис, обязательный урок. Но если бы этого не было, я думаю, артист не смог бы существовать. Это как позавтракать утром. Еще многое зависит от того, с каким настроением ты приступаешь к уроку. Если думаешь: надо сегодня сделать что-то новое или что-то по-другому, то все это в радость. То же самое с партией — попробовать исполнить ее по-другому. Мне кажется неправильным, когда выучат что-то раз и навсегда и шпарят по этим штампам. Это не искусство...
— Что-то в вашей жизни поменялось после участия в конкурсе «Большой балет» на телеканале «Культура»?
— Я стала немного иначе смотреть на профессию. И вообще: я пришла из школы (Академии им. Вагановой — Т. Ш.) в театр таким ребенком-ребенком. Потом за сезон работа вроде поставила меня на другой уровень, сделала более взрослым человеком. Но после конкурса я заметно для себя самой повзрослела еще.
— Борьба закалила?
— Я не относилась к этому как к борьбе. Конечно, услышать мнение профессионалов о своей работе хорошо. Но когда это делается так публично — довольно серьезное испытание. Тебе говорят о недочетах, а в это время тебя снимают на всю страну и надо «держать лицо»! К тому же нельзя распускаться и после этого, поплакав в сторонке, наоборот, необходимо максимально собраться, потому что завтра у тебя другой номер. Словом, собрать себя в кулак, идти работать, чтобы показать результат, — такая профессия...
— Чем вам интересно участие в новосибирских спектаклях и как вы освоились на сцене нашего Оперного?
— Мне кажется, любые предложения рождают какой-то интерес, какие-то желания. А ваш театр такой радушный — в него хочется приходить и приходить. Здесь очень хороший репетиционный зал. Что касается зрительного зала и сцены — это шикарно.