Из автобуса — за парту
Для водителей школьных маршрутов каждый день в метели или распутицу является проверкой на прочность
…Буря ударила после обеда. Снежный вихрь бил в борт желтого уазика-таблетки, заставляя машину раскачиваться. «Вот ведь «повезло», — про себя недобрым словом поминал непогоду Геннадий, с трудом выворачивая то и дело норовивший вырваться из рук руль — ловил колею. С утра, когда ребятишек после сокращенных из-за штормового предупреждения уроков развез, было ясно. А на обратном пути разверзлись хляби небесные… Хорошо, что успел детишек до бурана доставить.
Рыча и трясясь, школьный вездеход метр за метром преодолевал снежное бездорожье, в которое вмиг превратилась трасса до Верх-Ичи, центральной усадьбы. Сзади — им приходилось еще сложнее — «ковыляли» легковушки. Это местные, с утра по хорошей погодке отправившиеся по делам в райцентр, старались пробиться домой. Так вместе, помогая, вытаскивая, откапывая увязшие колеса, и разрывали пелену бившего с неба снега… Пока окончательно не встали. Только позже пришел на помощь тракторишко из Верх-Ичинского коммунального предприятия…
На школьных маршрутах Верх-Ичинской школы Геннадий Тимофеевич Ефремов почти три года трудится. Есть с чем сравнивать: говорит, такая зима нынче в первый раз разгулялась. Впрочем, его дороги и в другое время легкими не назовешь.
— По понедельникам и пятницам в Ярково езжу — там двое учеников, в будние дни в Первую Михайловку и Мирный — там по четыре ученика, — делится он. — Когда трассы забиты, за ребятишками, конечно, не езжу. В дороге всякое бывает… Но скоро распутица — тоже мало хорошего.
Маршруты у водителя недлинные: до крайней деревушки Ярково меньше двадцати километров в одну сторону. Только в весну каждый этот километр, считай, за пять идет…
… «Жидкий асфальт» на дороге в Ярково начался чуть ли не со съезда с выстроенной лет десять назад мостовой развязки. Но тут еще терпимо — по усыпанному в советское время щебенкой профилю машина шла ходко. Если туго приходится, местами можно по грунтовке и полям проехать. А у деревни Первая Михайловка, через которую идет дорога, щебня нет вовсе. Только дождик брызнет — все, начинают колеса колею резать. То же самое и дальше. Кюветы крутые, а в них — вода… Одно неверное движение руля — снесет, опрокинет… А если в салоне дети?
— Мы как-то с директором нашим, Надеждой Михайловной Томиловой, — вспоминает Геннадий Тимофеевич, — от Михайловки до Ярково — километров шесть, не больше! — целый час ехали. Если сравнивать, то самая плохая дорога до поселка Мирный — там на трассе вообще красная глина. Хорошо, что УАЗ у нас полноприводный. На «газели» здесь совсем нечего делать — она низкая, длинная.
Кстати, микроавтобус этой марки у верхичинцев один из самых «молодых» в районе. Но без хозяйского глаза даже новенькая техника начнет рассыпаться на ухабистых дорогах. У Ефремова лишь раз была остановка на трассе из-за неполадки — колесо пробил. В сухую погоду, кстати. А уж чтобы встала машина в непогоду — никогда. Недаром оборудованный по последним ГОСТам автомобиль техосмотр дважды в год проходит без всяких запинок. У Геннадия Тимофеевича и стаж водительский немалый — с 1978 года колесит!
— Зимой трудно было, — признается школьный водитель. — Снега много, а что сделают два «Беларуса» да КамАЗ с лопатой и резиновой щеткой? Тут тяжелая техника нужна. Выезд из села, было такое, пробивали даже помимо дороги — через территорию подстанции по поляне. Потом, правда, расчистили трассу. Сейчас грязь начинается, а перед Ярково мост новый строят: техника ходит, колею режет. Но мост — это хорошо, раньше по старому чуть ли не по жердочкам ездили.
…Каждый день его УАЗ в дороге. И пускай ехать приходится и в снег, и в слякоть. И неважно, что дорога на прочность может проверить в любой момент, а местами здесь даже сотовой связи нет. Главное — то, что ребята из удаленных сел имеют право на школьное образование. И получают его.
ЦИФРА
В Куйбышевском районе в школы доставляют более 300 юных жителей 41 малого села. На сорока школьных маршрутах заняты 24 УАЗа, «газели» и ПАЗа.