Тайны древних ремёсел
Давно кануло в Лету то время, когда наши прапрадедушки и прапрабабушки делали все своими руками. Мастерство передавалось из поколения в поколение, а сейчас мы накрепко забыли то, чем дорожили наши предки: и значение славянских обереговых кукол, и иcкусство ткачества, и многие другие ремесла. Даже названия их порой вызывают недоумение у молодого поколения.
Руководители Центра народной ремесленной культуры Юрий Неупокоев и Наталья Юрьева с этим не могут согласиться. Снова и снова удивляют нас своими задумками. В конце марта в помещение управления культуры Новосибирского района съехались преподаватели студий и кружков декоративно-прикладного искусства из районов области, чтобы на два дня стать учениками. Изучаемые предметы — изготовление обереговых кукол, фриволите, ткачество на ниту.
У автора этих строк была замечательная бабушка. Она научила штопать, вышивать, вязать носки, варежки. Без таких умений раньше девушек и замуж-то не брали. А еще она вязала крючком кружева. Это уже душа. Полет фантазии, дамское очарование. Во многом благодаря бабушкиным кружевам я нашла позже «свое» искусство. Фриволите, по-другому — челночное плетение, известное у нас в России с ХV века. Изысканное, витиеватое, в советское время это занятие признали буржуазным пережитком (какие еще кружева при коммунизме!). Счастье, что в библиотеках сохранились эти бесценные дореволюционные издания с «ятями», пособия для мастериц.
По книгам не так-то легко было научиться. Может быть, поэтому с радостью согласилась, когда организаторы предложили провести семинар по программе «Народная мастерская», учредило которую министерство культуры Новосибирской области.
Мои ученицы даже не подозревали, что фриволите не такое уж простое занятие. Глядя поначалу на быстрые, легкие движения, они думали, что и у них это сразу получится. Кое-кто загрустил, кое-кто сбежал. Красоту бывает создавать непросто. Зато сколько радости, когда прямой и обратный узлы сплетаются в дивные старинные узоры.
Желающих постичь все тонкости изготовления славянских оберегов сейчас очень много. То тут, то там рекламируют курсы, но так глубоко и проникновенно рассказать о сути каждой куклы, ее сокровенном значении, как это делает Светлана Чолач, руководитель творческого объединения «Сибирская медведица», может не каждый.
Процесс создания поясов, руководила которым Елена Чурилова, представляющая творческую мастерскую «Сольгерд», просто переносит нас на «машине времени» в деревенскую светелку, где собираются девушки, ткут любимым пояса и поют.
Это были первые уроки мастерства. В конце июля в Маслянино пройдут семинары «Изготовление льняной куклы», «Ткачество», «Объемное плетение из соломки».