Поют и играют студенты. Аншлаг!
В прошлые выходные состоялись премьеры двух одноактных комических опер, осуществленных в совместном проекте Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки и Новосибирского академического театра оперы и балета
И снова студенты на сцене концертного зала оперного! Лишнего билетика не сыщешь — аншлаг! Этого события сами участники проекта, их друзья, родители и, конечно же, вся остальная публика ждали целый год. Потому что первый опыт, опыт предыдущего сезона, был по-настоящему ярок и успешен: две комические оперы — «Сначала музыка, потом слова» Сальери и «Джанни Скикки» Пуччини, поставленные в таком же формате, — были очень тепло приняты зрителями и вошли в афишу НГАТОиБ.
Прыжок через столетие
Выбранные на этот раз для постановки оперы — как раз те репертуарные решения, которых в театре не хватало. И «Мавра», и «Брачный вексель» — оперы комические: в концертном зале театра они смотрятся несомненно эффектнее, чем на большой сцене. Между написаниями произведений более чем столетнее расстояние, и еще большее расстояние в их музыкальном языке. Россини написал свою оперу будучи 18-летним юношей, а «Мавра», родившаяся у Стравинского в 1922 году, — совсем молодое по музыкальным меркам произведение: так кому же петь, если не студентам?
Автор знаменитого «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини за свою жизнь написал 39 опер. «Брачный вексель» — первая из них — практически неизвестна. А ведь в ней множество прекрасных мелодий, мастерски выстроенных сцен и красивейших ансамблевых номеров, как в более позднем творчестве композитора.
Простой сюжет: меркантильный папаша Тобиас Милль, нежная дочь Фанни, пылко влюбленный в нее Эдуард Мильфорт, заокеанский богач Слук — основные герои типичной для оперы-buffa истории, происходящей в доме Милля. Правда, кроме них в доме много прислуги, мало обращающей на забавляющихся хозяев внимания. Роль папаши Милля блестяще исполнил студент IV курса Алексей Зеленков: это каскад настроений и причуд — он то становится гордым и гневным, то вдруг трусливым и растерянным. Его оппонент канадец Слук (Александр Крюков) более сдержан в эмоциях, но симпатии все-таки на стороне взбалмошного папаши. Трогательная парочка Фанни и Эдуард в исполнении Марии Мищенко и Константина Самойлова ни на минуту не заставляет усомниться в их взаимной искренней и верной любви.
В «Векселе» режиссера Дмитрия Суслова много деталей. И самая броская из них — постоянный участник действия — одиноко стоящий глобус: он то превращается в невесту, то становится противником на дуэли. Здесь есть шпаги и изумительной красоты пистолеты, а также румяный, поджаристый поросенок на блюде, утыканный серебряными вилками, именно они становятся вдруг орудием шуточного шантажа в руках влюбленной парочки (как же здесь не вспомнить великую страсть Россини к еде!).
Музыкальное воплощение спектакля — игра оркестра и правильно проартикулированных речитативов secco — безупречно (партия фортепиано — Ирина Немова, дирижер — Пётр Белякин). Конечно, юношеский драйв, задор и горящие глаза не смогли во многом скрыть сценического волнения и дрожи в голосе, все-таки поют студенты, но этот недостаток спектакля, хочется надеяться, лишь вопрос времени, который через несколько представлений будет решен.
А для красы — усы
Музыкальный материал, который достался молодому московскому режиссеру «Мавры» Екатерине Василёвой, был сложнее. Неофольклорный стиль Игоря Стравинского (с несовпадением акцентов, прерываниями на полуслове, грубыми диссонантными созвучиями), конечно, воспринимается слушателями неоднозначно. Но режиссер справилась с задачей прекрасно, заставляя постоянно удивляться не музыкальным несуразицам Стравинского, а мелким, точно продуманным деталям, насыщающим смысловое поле спектакля.
«Мавра» разыгрывается в двух параллельных мирах. На улице мы видим Парашу с косой, умывающуюся водой из бочки, соседку, испытывающую неземную любовь к верещащей корове, и самого настоящего Гусара, непременно с кивером и эполетами, в исполнении артистов миманса. А дома все представляется в ином свете: Параша вдруг оказывается соблазнительной девой на выданье, гламурная мамаша (в ярком исполнении солистки театра Галины Кузнецовой), втайне пристрастившаяся к бутылке, беседует с «доброй» соседкой, указывающей хозяйке на домашние проблемы, а Гусар на поверку оказывается совсем не таким уж и ловеласом… Из знакомого сюжета получается вдруг очень смешная история-фарс…
За обилием «вкусных» деталей (например, усы, проступающие и у коровы, и у Гусара, и у соседки, и даже у рыбы, которую пытается изжарить Параша) совершенно не заметны трудности, которые пугают музыкантов уже при первом взгляде на партитуру Стравинского. Спектакль воспринимается органично и легко. А главным открытием стоит назвать красивое по тембру сопрано Светланы Медведевой, которая прекрасно справилась с партией Параши и в вокальном, и в актерском смысле. Отметим и великолепно звучащий оркестр под управлением Петра Белякина.
Словом, новосибирцы получили два новых интересных спектакля, продолжающих линию сотрудничества музыкального вуза и крупнейшего театра России. Аналогов такому партнерству в нашей стране больше нет. Поздравляем Сибирский Колизей и консерваторию с прекрасным приобретением в виде двух смешных, талантливо воплощенных опер!
АНОНС
Новосибирцев приглашают принять участие в Открытом публичном конкурсе творческих коллективов, победители которого поедут на Культурную олимпиаду в Сочи в 2014 году. Для этого достаточно разместить видеоролик со своим выступлением (до пяти минут) на любом общедоступном видеохостинге и прислать на него ссылку и информацию о себе на электронный адрес contest@sochi2014.com