USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Виталий ГОЛУБЕНКО: «Налоги-индикаторы показывают рост»

Инна ВОЛОШИНА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Как правило, подавляющее большинство людей не проявляет интереса по отношению к  бюджетной политике, а если интересуется, то расходной частью и чисто утилитарно — отремонтируют ли дорогу, построят ли новый садик. Но мало кто задумывается о том, откуда берутся средства, чтобы все это сделать. Об этом и многом другом читателям «Советской Сибири» рассказывает министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий ГОЛУБЕНКО.

Секреты взаимопонимания
— Виталий Юрьевич, в конце прошлого года был принят бюджет на 2013 год с перспективой до 2015 года. Насколько продуктивным было взаимодействие с депутатами Законодательного собрания при обсуждении главного финансового документа?

— Успешность взаимодействия с депутатским корпусом при обсуждении проекта бюджета заключается не в отсутствии прений по профильным бюджетным тематикам, а в достижении рациональных решений и взаимопонимания по ситуациям, ставшим предметом дискуссий. Насколько понимают друг друга  оппоненты, очень сильно зависит от совпадения их целей и задач. Если позиция депутата идет с периферии, по итогам встреч с избирателями, то зачастую она звучит чрезмерно емко для того, чтобы моментально принять верное бюджетное решение, согласованное по срокам, ресурсам и исполнителям. В таких ситуациях бескомпромиссное желание мгновенно решить проблему, к сожалению, дальше громкого разговора не идет. И это не потому, что проблема непонятна, а потому, что механизм ее решения не очевиден. Многие вопросы носят системный характер, и одним только бюджетным финансированием их не закроешь.

— Поясните, пожалуйста, на примере.
— В моей практике самый распространенный пример — это желание построить объект социального назначения при отсутствии предварительного финансово-экономического обоснования. Вопрос здесь заключается даже не столько в качестве подготовки проектно-сметной документации, сколько в обоснованности заявляемой мощности (объемов, вместимости) и понимании последствий по текущему содержанию этого объекта, как материальных, финансовых, так и кадровых.

Еще одно направление, которое нуждается в системной переоценке, — субсидирование граждан на приобретение жилья. Когда эта форма государственной поддержки вводилась в 2009 году, принимались во внимание несколько иные исходные факторы, в том числе снятие рисков неисполнения взаимных обязательств между гражданами, строительными организациями и банковским сектором, а также дополнительное стимулирование строительства жилья, реализуемого на первичном рынке. В период преодоления последствий финансово-экономического кризиса и острого дефицита ликвидности такое решение было оправданным. В текущих условиях, принимая во внимание особенности ценообразования на рынке жилья, вполне возможно, что контекст государственной поддержки пора улучшать: вводить более адресные критерии ее представления, например, с усилением акцента на сельскую местность, определенные социальные группы граждан и их профессиональную ориентацию.
Если же говорить о бюджете 2013 — 2015 годов, то его обсуждение в Законодательном собрании области проходило в большей степени конструктивно, взаимодействием я удовлетворен.

Налогов платят больше, но и расходы растут
— Как изменяется бюджет Новосибирской области год от года?

— Если сравнивать областной бюджет 2012 года с бюджетом 2011 года, то хочу отметить, что его расходная часть в целом увеличилась на 23 процента, что составило более 20 миллиардов рублей, при этом динамика расходов в транспортно-дорожный комплексе и капитальном строительстве превысила 130 процентов, и в 1,7 раза увеличилось финансирование сферы здравоохранения. В свою очередь, собственные доходы выросли только на 18 процентов — около 12 миллиардов рублей. Общий прирост доходов, включая трансферты из федерального бюджета, составил около 14 миллиардов рублей. Разница в приростах расходов и доходов — это дефицитная составляющая, для финансирования которой привлекались заемные средства. Но решение вовлекать заемные средства продиктовано исключительно задачами бюджета развития, повышения качества инфраструктуры, энергетической эффективности, реализации проектов-катализаторов инвестиционной активности. И эти задачи чрезвычайно актуальны для экономики нашего региона, которая, кстати сказать, тоже очень динамично себя показала. Налоги-индикаторы экономической эффективности и инвестиционной привлекательности — на прибыль, на имущество организаций, на совокупный доход малого и среднего бизнеса — по сравнению с 2011 годом поступили в бюджет области с ростом 127, 118 и 138 процентов соответственно.

Часто приходится слышать вопрос: «Насколько Новосибирская область самодостаточна в финансовом плане?». Если иметь в виду исключительно бюджетную тематику, то в структуре доходов областного бюджета собственные налоговые и неналоговые доходы достигли 77 процентов. Трансферты из федерального бюджета в основной своей массе представлены ресурсами с четкими программно-целевыми характеристиками. Это программы, которые реализуются на принципах софинансирования из федерального и регионального бюджетов. Поскольку Новосибирская область участвует во многих государственных проектах, поддержка из федерального бюджета достаточно велика. Например, субсидия на строительство третьего моста через Обь — 4 миллиарда рублей — это безвозмездные ресурсы, что существенно для бюджета региона. В предыдущие годы на строительство моста область получала из федерального бюджета только кредиты, на экономически выгодных условиях, но все же кредиты…

Программные трансферты из федерального бюджета — это не только акт финансовой поддержки области, но и в определенном смысле выражение доверия региону, признание состоятельности проектов его развития. Поэтому и уровень ответственности за успешность реализации программных мероприятий здесь объективно более высок.

— Не так давно губернатор Василий Юрченко высказал мысль, что нужно стремиться сделать бюджет области недотационным. Что это реально даст нашему региону?

— Я полагаю, что в первую очередь это положительно повлияет на имидж Новосибирской области. Регионы, которые обходятся без государственных дотаций, более активно участвуют в различных федеральных программах. Это совсем иной уровень диалога. Регион выступает не в роли просителя, а в роли партнера. Четкое понимание единой стратегии развития, как в масштабах регионов, так и в масштабах всей страны, очень важно.

— Насколько оправданы сегодня бюджетные вложения в различные инвестиционные проекты, например, в Промышленно-логистический парк? Скоро ли можно ожидать финансовую отдачу?

— Безусловно, они оправданны. Другое дело, что это достаточно необычные проекты. Возьмем, к примеру, концертный зал. Это достаточно емкий по ресурсам проект, но понятный по целям, задачам и ожидаемому эффекту. И возьмем Технопарк или Промышленно-логистический парк. Вполне вероятно, что экономический эффект от реализации подобных проектов мы получим лет через десять, если сможем его правильно измерить. Зачем, например, нужен Технопарк? У ученых Академгородка достаточно научных разработок, но многие из них так и остаются на бумаге. Создание Технопарка позволит эффективно переводить их в прикладную плоскость. Потенциальный инвестор может не выразить интереса к проекту, но наличие рабочего образца создаст необходимую мотивацию вложить в разработку свои деньги. По итогам 2012 года Технопарк Академгородка имеет в резидентах 235 компаний с совокупным объемом выручки 12 миллиардов руб.

То же самое можно сказать и о Промышленно-логистическом парке. Новосибирск постоянно растет, причем достаточно быстрыми темпами. Совсем скоро встанет вопрос о выносе промышленных объектов за городскую черту, и понятно, что гораздо удобнее переводить их не просто в поле, а на территорию парка, где уже создана соответствующая инфраструктура. Согласно предварительному отчету минэкономразвития области за 2012 год резидентами ПЛП являются восемь организаций, в том числе четыре получили этот статус в 2012 году, а 15 компаний подали заявки на присвоение статуса резидента. С моей точки зрения, вообще все вложения в будущее оправданны, иногда критике подвергается интенсивность финансирования таких проектов.

Не всем, но лучшим
— Судя по динамике роста налоговых поступлений в бюджет (особенно это касается упрощенной системы налогообложения, которой пользуется малый бизнес), Новосибирская область весьма привлекательна для развития предпринимательства. То, что идет активный процесс — это очень хорошо. А как меняется размер зарплаты работников бюджетной сферы? Предусмотрен ли ее рост в 2013 году?

— К этому вопросу надо подходить несколько шире. Ведь дело не в средней зарплате, точнее, не только в ней. Средняя зарплата в бюджетной сфере ниже, чем в экономической, — это факт. Поэтому, чтобы привлечь настоящих профессионалов, социальные отрасли нужно поднимать. Вместе с тем зарплату следует динамично повышать в первую очередь тем, кто непосредственно работает с людьми: врачам, учителям, воспитателям детских садов. Но не менее важно, чтобы ее размер напрямую зависел от их профессионализма, нужны очевидные критерии оценки. Работа в этом направлении уже ведется.

Сегодня в Новосибирской области размер средней заработной платы составляет 22 — 23 тысячи рублей. У учителей, по расчетам Министерства образования области, она уже достигла этого уровня: в 2011 году ее поднимали дважды, и еще дважды увеличивали в прошлом году. У воспитателей детских садов зарплаты гораздо ниже учительских. Здесь мы планируем за 2013 год довести их до 19 тысяч рублей в месяц, что, на наш взгляд, будет объективной пропорцией.

— К сожалению, многие жители региона еще получают серые и черные зарплаты. Много ли уходит мимо казны и как, по-вашему, можно с этим бороться?

— Очень масштабный вопрос. Чаще всего он поднимается гражданами, ее получающими. Очевидно, что работодатели, практикующие такой способ вознаграждения работников, эту тему озвучивать не будут. Органы власти для принятия действенных мер должны в этом вопросе располагать своевременной и адресной информацией о фактах выплаты черной зарплаты, и здесь без помощи граждан нам никак не обойтись. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, граждан не устраивает выплата зарплаты вчерную, а с другой — они не видят необходимости сообщить об этих фактах в органы власти. Причины кроются либо в ошибочном страхе наступления некой эфемерной ответственности за получение черной зарплаты, либо в неверии в действенность методов органов власти, либо в угрозе потери работы как таковой.

Могу с полной уверенностью сказать, что на сегодняшний день при получении своевременной и достоверной информации и налоговые органы, и инспекция по труду, и правоохранительные органы в состоянии принимать все исчерпывающие меры воздействия на работодателей. При правительстве Новосибирской области действует специально созданная решением губернатора Новосибирской области межведомственная комиссия по урегулированию налоговой задолженности, которая также может эффективно организовать разрешение ситуаций с черной зарплатой. Если рассматривать ситуацию с серыми выплатами за несколько последних лет, то актуальность ее год от года все-таки снижается, больше предприятий отдают предпочтение чистым формам вознаграждения работников, социальным пакетам, поэтому прогресс здесь очевиден, может не так быстро, как хотелось бы. Свести же к минимуму эти негативные проявления возможно только при четкой гражданской позиции нашего общества.

БЛИЦИНТЕРВЬЮ
— Какое событие последнего времени произвело на вас наибольшее впечатление?

— Этим летом мы с супругой сумели съездить вдвоем в отпуск — вырвались на неделю в Санкт-Петербург. А вообще, наша жизнь очень динамична, события следуют вереницей, так что трудно выделить из них какое-то одно. Когда задаешься подобными вопросами, начинаешь понимать ценность пауз.

— Какие качества вы больше всего цените в людях?

— Честность, умение работать в команде и готовность к переменам. Понимаете, в каждом из нас уживаются два стремления — все упорядочить и все обновить. Плохо, когда человек постоянно мечется, но еще хуже, если он сидит на месте, не замечая ни собственных заблуждений, ни изменяющихся вокруг него обстоятельств. Способность в нужный момент мобилизоваться, принять верное решение и действовать — это очень важно.

— Ваше хобби?

— Как и большинство моих коллег, много времени уделяю работе, поэтому хобби воспринимаю как нечто более масштабное, чем несколько минут в течение дня. Но если выдается свободная минутка, то играю на гитаре, инструменты есть у меня дома и в рабочем кабинете.