«Так победим!»
Под занавес Сибирского театрального форума народный артист России Александр Калягин произнес оптимистическую речь, используя военную терминологию
Театр — дело живое и творческое. Требующее, безусловно, как и во все времена, таланта, вдохновения, но сегодня — очень технологичное и изощренное как в плане актерском, режиссерском, так и постановочном. «Бог из машины» никого в зрительном зале в наше время не удивит, не убедит и не умиротворит. Кроме того, театр сегодня, когда капитализм пребывает в поре прожорливого младенчества (то есть настоящих меценатов пока на горизонте не видать), является частью сложного и, что греха таить, зачастую несовершенного государственного экономического механизма.
Поэтому Сибирский театральный форум Союза театральных деятелей (СТД) России, который проходил на этой неделе в Новосибирске, условно можно было поделить на две составляющие. Это творческие лаборатории и мастер-классы (самого высокого уровня, который обеспечил СТД), где актеры, режиссеры, представители других театральных профессий оттачивали свое мастерство, и, так сказать, управленческий форум, где обсуждались проблемы глобальные и конкретные, связанные с реализацией Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ до 2020 года и выполнением поручений Президента и Председателя Правительства РФ по проблемам театрального дела в регионах и муниципальных образованиях Сибири, а также непростые ситуации бытования отечественного театра, которые жизнь подбрасывает одну за другой…
Причем на форуме не раз отмечалось, что именно Новосибирск в большинстве аспектов — взаимодействия с властями, гастрольной деятельности, перспектив развития материальной базы театров и, конечно же, художественного уровня спектаклей — город в самом хорошем смысле показательный. То есть совершенно неслучайно ставший местом проведения встречи театральных деятелей Сибирского федерального округа.
Бог из… самолета
Председатель СТД России народный артист РФ Александр Калягин появился в заключительный день форума и привнес в него так необходимый и в жизни, и в театре очень убедительный завершающий аккорд. При всем своем актерском обаянии и некоторой привычной всем нам, зрителям, вальяжности Александр Александрович произвел впечатление чрезвычайно собранного, делового и целеустремленного человека. Подлинного лидера самого, пожалуй, боевого и дееспособного творческого союза в нашей стране. Он много успел за день в Новосибирске — побывал на приеме у губернатора, на совещании управленцев в оперном театре, познакомился с материалами форума. (К слову, на его личном сайте я посмотрела график: 26 февраля он вручал первые стипендии имени Эфроса студентам ГИТИСа, 28 февраля — визит в Новосибирск, а 2 марта у артиста сложнейший спектакль «Король Убю» в театре «Et cetera».) И вот итоговая пресс-конференция, где Калягин вначале произнес небольшой страстный монолог:
— Меня некоторые спрашивали: «А зачем вообще форум собирать? Для чего это надо?» И посыпались у меня глаголы: бороться, мобилизовать, искать выход из тупиковых ситуаций, которые нас постоянно подстерегают… И честно вам скажу, борьба вот с этими, мягко говоря, неправильными законами — это уже какая-то игра…
Калягин имел в виду 83-й и 94-й федеральные законы, один — бьющий по талантливым абитуриентам творческих вузов, второй — по самому процессу театрального творчества, когда режиссеров выставляли «на аукцион», и еще ряд несовершенных нормативных актов.
Говоря о введении контрактной системы регулирования трудовых отношений в театрах, председатель СТД подчеркнул:
— Надо учитывать, что уволившиеся артисты, неважно — по истечении контракта и в связи с уходом на пенсию, практически оказываются на улице. Не только теряют социальный статус, но не могут себе обеспечить достойное существование. Мы считаем, необходимо разработать адекватную программу социальной поддержки, в которой была бы предусмотрена переподготовка кадров. Мы будем говорить об этом и добиваться создания новых рабочих мест, где могли бы пригодиться знания и опыт артистов.
Совет от профи необходим
Болевых точек в театральном пространстве много — экономических, социальных, творческих, которые, конечно же, взаимозависимы. Для этого и собрался форум, для этого коллективно и были разработаны его итоговые документы, где есть и обращение к Правительству России, и поручения секретариату самого СТД. Пока Калягин сетует: «Как выясняется, без руководящего указания Президента мало что получается…»
— Чиновникам, которые не понимают специфики театрального дела, кажется, что мы все время просим деньги. Иногда хочется сказать: да не денег нам нужно, а нужно, чтобы, во-первых, вы нам не мешали, а во-вторых, когда будете разрабатывать законы, знайте, есть СТД — мощная организация, в которой самые квалифицированные специалисты, где ведется мониторинг ситуации. Пропустите свои проекты через нас, апробируйте…
Александр Александрович не произнес своей фирменной реплики из мхатовского спектакля тридцатилетней давности: «Так победим!», потому что, применяя военную терминологию, он все- таки человек мирный и считает такой стиль жизни (как говорят его заместители, за подписью Калягина каждую неделю первым лицам страны, области, города, других регионов обязательно отправляется несколько писем) просто добросовестной и честной работой на благо искусства.
КОММЕНТАРИЙ
Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА, министр культуры Новосибирской области:
— Встреча Александра Александровича Калягина и губернатора Новосибирской области Василия Юрченко началась с того, что председатель СТД России поблагодарил Василия Алексеевича за его внимание к театрам Новосибирска, за то, что губернатор лично является председателем наблюдательного совета театра музыкальной комедии и главой попечительского совета театра оперы и балета. Калягин подчеркнул этим, как важно именно личное внимание главы области к вопросам театра, когда человек, принимающий решения, что называется, в теме, в данном случае — театральной. Поблагодарил и за поддержку фестивалей — Рождественского, «Ново-Сибирского транзита» и фестиваля «Другие берега», куда съедутся вскоре театры оперетты. На этой встрече глава региона и председатель творческого союза обсуждали также пути решения нескольких вопросов, по которым губернатор сразу дал поручения. Это касалось строительства и проблем театра под руководством Афанасьева, ситуации с размещением Первого театра и других творческих вопросов.