Кресло для пассажира с ноготок
В начале года письма из ГИБДД с настоятельными рекомендациями приобрести детские автокресла получили многие операторы такси, машины которых еще не оборудованы этим необходимым инвентарем. Но взять в поездку ребенка, не нарушая правил дорожного движения, новосибирским родителям по-прежнему стоит немалых усилий.
Берем телефонный справочник и звоним в первую по списку таксомоторную компанию. Диспетчер записывает мою заявку и сообщает цену, которую придется заплатить за удобство использования казенных колес.
— Со мною будет ребенок-дошкольник, это не страшно? — интересуемся у диспетчера.
— Ребенок под вашу ответственность, на коленях, детских кресел у нас нет. В случае чего штраф оплачиваете пополам с водителем, — констатируют на том конце провода.
Звонок по другому номеру дает примерно те же результаты, но здесь нас уже не пугают дополнительными расходами сверх счетчика. Говорят, с инспекторами таксисты сталкиваются исключительно редко, не стоит накручивать себя без повода.
Штраф штрафом, а как же вопрос безопасности? Сотрудники ГИБДД регулярно демонстрируют начинающим водителям ролики о том, что случается, когда маловесный пассажир не пристегнут и происходит авария. Чем такси не такая же легковая машина, как и все остальные?
Чтобы разобраться в ситуации, звоним знакомому таксисту. Частный предприниматель Сергей Козлов, на досуге подрабатывающий извозом, также не имеет ни кресла, ни удерживающего устройства, но ради чистоты эксперимента соглашается подвезти меня и моего отпрыска по безопасному участку дороги до станции метро.
Перед тем как сесть в машину, Сергей дает нам ценные указания.
— Садимся на заднее сиденье, за тонировку, видим экипаж ГИБДД — прижимаем голову пониже.
Едем, глядим в оба. Ребенку снимаем шапку, чтоб не торчал помпон. Инспекторов на горизонте не наблюдается. Водитель тихо крутит руль и посвящает нас в тонкости проблемы.
— Таксисты не спешат покупать автокресла, потому что заказов на перевозку маленьких детей на самом деле не так много, больше ездят бабушки с детьми до восьмого класса, которые для кресел, особенно в зимней одежде, великоваты, — рассказывает Сергей. — На малышах не заработаешь, наоборот, рискуешь потерять. Установишь кресло, а оно занимает полсалона — большой компании, которая скинулась и заказала машину, уже не сесть. В багажнике кресло возить тоже не вариант: быстро запачкается, придет в негодность.
Доезжаем до пункта назначения благополучно и покидаем машину, озадаченные аргументацией невозмутимого таксиста. Если все так, как он рассказал, то чем руководствуются водители такси, которые не нарушают правила?
— Таксистам-частникам, должно быть, действительно неудобно возить автокресло, хотя, считаю, это вопрос принципов и привычки, — комментирует Руслан Эмиров, директор по работе с клиентами службы «Городской дельфин». — Но компании, имеющие собственный транспорт, используют их в своей работе. Наши кресла, к примеру, не пылятся в авто, а хранятся на базе. Как только водителю поступает заказ на перевозку несовершеннолетнего пассажира, он берет кресло и едет на вызов. Времени на обслуживание заказа тратится, конечно, чуть больше, но безопасность ребенка превыше любых затрат.