USD 102.3438 EUR 106.5444
 

«Дом» пластилиновых фантазий

Мария БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото Марии БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото Марии БЕЗДЕНЕЖНЫХ

В анимационной студии детей учат быть сценаристами, режиссерами, актерами, художниками и мультипликаторами одновременно

Когда заходишь в эту просторную комнату, взгляд сразу выхватывает буйство красок пластилиновых цветов и деревьев — это части еще только начавшегося создаваться анимационного фильма «Времена года». Для каждого времени года — свой цвет. Невозможно не восхититься миниатюрной, почти ювелирной техникой пластилиновой лепки: виден не только каждый листочек на деревьях с узловатой, потрескавшейся корой, можно различить даже пестики и тычинки на цветках, а на круглых полянках каждая травинка «растет» отдельно. Командует всем этим действом руководитель бердской анимационной студии «Дом» Геннадий Домашонкин.

— Это же столько труда! Геннадий Петрович, неужели дети сами все делают?

— Конечно, я помогаю: младшим — делом, старшим — советом. Но для меня намного важнее, чтобы инициатива шла от них самих, даже если это скажется на качестве исполнения. А если ребенку интересно, то из этого всегда получается нечто необыкновенное... Пришел к нам как-то один мальчик поглядеть, чем это мы тут таким интересным занимаемся. Ходил, ходил по залу, смотрел, трогал все. Спрашиваю: «Ну как — нравится?» А тот аж языком цокнул от удовольствия: «Еще бы! У вас тут сразу несколько миров!»

А создавать свои «миры» он начал более восьми лет назад. Тогда была только небольшая мастерская, в которой Геннадий Петрович с детьми делал куклы из поролона. Куклы были настолько «живые», что так и хотелось заставить их двигаться — в мультфильме. В начале 2000-х произошел скачок в развитии компьютерной техники, появились новые программы для монтажа, возникла возможность соединить компьютер с фотокамерой. Тогда-то и была создана крошечная мультстудия «Дом», в которой поначалу собирались только по двое-трое ребят. И самому учителю многому пришлось учиться с нуля — вместе с ребятами. А когда заканчивали делать свой первый мультфильм, Геннадий Петрович случайно увидел в газете объявление о наборе участников для анимационного фестиваля «Жар-птица». Приняли решение, подали заявку на участие и неожиданно стали лауреатами.

Мастер — золотые руки
Еще в 2009 году имя Геннадия Петровича Домашонкина было занесено в «Золотую книгу культуры Новосибирской области» в номинации «Мастер — золотые руки». И это неслучайно: пластилиновые персонажи и декорации его мультипликационных фильмов поражают сложностью и мастерством исполнения, наличием множества мельчайших деталей и потрясающей реалистичностью. Конечно, Геннадий Петрович делает свои мультфильмы не один — во всем ему помогает, а зачастую действует совершенно самостоятельно, его верная команда юных аниматоров бердской студии «Дом». Поэтому и в Казань на Международный конкурс молодежного экранного творчества «ТелеБайтик» в январе мультмастер поехал с одним из своих учеников и главным творцом анимационного фильма «Казачья быль» Славой Рябовым.

Славин мультфильм победил на конкурсе, заняв сразу первое и второе места в номинации «Анимационный мультипликационный фильм». Для студии «Дом» эта победа далеко не первая. Две стены в съемочном зале практически вплотную увешаны дипломами всевозможных фестивалей и конкурсов.

Мульткухня
Глядя на уже готовый мультфильм, например «Казачья быль» или «Матренина медалька», человеку непосвященному очень сложно представить себе, сколько всего требуется сделать маленькому аниматору, чтобы в результате получить хотя бы одну минуту готового видео. Съемки в стиле stop-motion, в котором преимущественно работают в студии «Дом», ребята осуществляют в несколько приемов.

Сначала, как и в любом мультпроекте, нужно определить главную идею будущего творения. Затем пишется сценарий, на основе которого делается раскадровка — последовательная прорисовка на листе бумаги всех ключевых моментов сценария. Ребята рисуют их в специально начерченных, одинаковых по размеру квадратиках, как в кинопленке. При наличии времени и желания по готовой раскадровке можно сделать аниматик — кадры, смонтированные в специальной компьютерной программе в некое подобие слайд-шоу, благодаря которому можно уже ясно себе представить будущий мультфильм.

— Чтобы сделать запоминающийся персонаж, ребята должны быть актерами. Мимику и жесты своих героев они прорабатывают сами у зеркала: подойдут, покривляются, а потом все это на куклу переносят, — делится секретами руководитель.

Кто в «Доме» живет?
Дети в студию «Дом» попадают самые разные: и те, которые двигались к мультипликации целенаправленно, и те, кто просто зашел «поглядеть, что тут такое». Многие ребята после окончания обучения продолжают развиваться в этой области самостоятельно: получают высшее образование в художественных вузах страны и занимаются анимацией уже профессионально. Например, бывшая ученица студии Евгения Жирко делала анимацию заставок к серии мультфильмов «Гора самоцветов» студии «Пилот». Сейчас она снимает свой собственный фильм. Мультик про Василия Блаженного из той же серии создала другая ученица — Наташа Березовая.

Связали свою жизнь с мультипликацией и собственные дети Домашонкина: сын делает компьютерную анимацию для видеоигр, дочь преподает в художественной школе. Даже крошечная внучка Франческа, которую, кстати, назвали в честь жены Юрия Норштейна, рисует просто изумительно, а Геннадий Петрович мечтает снять мультфильм с использованием ее работ.

— Занятия мультипликацией ни для кого не проходят бесследно, — считает Геннадий Домашонкин. — Эффект может проявиться не сейчас, а когда-нибудь, потому что постоянно идет накопление внутреннего материала. Бывают в нашей студии и случайные люди, которым просто интересно в нашей компании. Я их не выгоняю — пусть ходят. Что-то главное в них все равно останется.

ЦИФРА
В студии «Дом» занимаются более 20 детей, некоторые из них с самого ее основания. За более чем восемь лет своего существования студия выпустила в свет 20 мультфильмов

Фотографии статьи
Фото Марии БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Творческая группа фильма Казачья быль. Фото Марии БЕЗДЕНЕЖНЫХ