Чиновник: от имени и по поручению
С 1 января 2013 года вступил в силу закон о ротации кадров на федеральной государственной гражданской службе. Каждые 3 — 5 лет чиновник должен менять место работы
«Живуче «крапивное семя», — вот так уже сотни лет говорят о чиновниках. Что нужно делать, чтобы переломить вековой негатив по отношению к ним? На эту тему сегодня беседа с Александром НОВОКРЕЩЁНОВЫМ, доктором социологических наук, профессором кафедры государственного и муниципального управления Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации.
Не роняя в глазах общества себя и государство
— Александр Васильевич, до сих пор не все знают, что основная функция чиновника — оказывать гражданам страны государственные услуги. Причем не только качественно, но и согласно своему социальному статусу. То есть не роняя в глазах общества ни себя, ни государство, которое он представляет. Как вы оцениваете практику реализации данного требования?
— В этом вопросе ключевое слово — социальный. Государственный служащий — это не просто работник, занимающий определенную государственную должность. Это человек, действующий от имени, по поручению и в интересах государства и общества. По определению чиновник, то есть государственный служащий, призван выполнять волю народа. Ведь и законы, принятые депутатами, — от имени народа. На исполнительную власть возложены полномочия их реализации. Исходная позиция чиновника, если резюмировать, такова: подчиняясь и находясь в распоряжении государства, служить, добросовестно исполняя свои обязанности. Если исходить из общей характеристики, например, нашей области с ее стабильным социальным спокойствием, то надо признать: чиновники его обеспечивают. И это главное.
— Чиновники бывают разного ранга. Как вы считаете, зависит что-то в обществе от реакции чиновников на какие-то колебания в общественной жизни? И должен ли чиновник вообще на что-то подобное реагировать? Или жить «в рамках своих полномочий»?
— Это проблема не просто качества личности, но и системы подготовки кадров. Об этом я еще скажу несколько позднее... Чиновника ругают все. Он и бездушный бюрократ, и коррупционер. Наверняка есть такие. Но есть и подлинные труженики. Именно на них держится все то лучшее, что есть в нашей стране и нашей области. Общественное мнение справедливо предъявляет высокие требования к государственным служащим. Они должны быть ответственными за реализацию материальных, политических и духовных общественных интересов. И чиновник знает об этом. А далее — либо он прячется за свою властную «оболочку», либо открыт для попыток реализовать себя как статусный государственный человек. Все это обусловлено полным личным набором его прогрессивных ценностей, качеств, интересов и потребностей. Которые в свою очередь помогают ему органически увязывать частные интересы людей и интересы общества.
Отсюда и степень влиятельности, и реакция на возмущения окружающей среды. Задача государственного служащего — оценить, насколько полезны возмущения, и найти способ поддержать конструктивные. Или наоборот: оказывать сопротивление неконструктивным, при этом сохраняя лицо политической и идеологической нейтральности.
Гарантия благонадежности — не кумовство
— Вы говорите о человеке очень высокой нравственной, социальной, управленческой, правовой культуры, который умеет действовать силой убеждения. Вы на своем педагогическом поле часто встречаетесь с такими личностями?
— Достаточно часто. Но есть и официальная оценка. Сошлюсь на слова Дмитрия Медведева из его выступления в июле 2008 года: «В России 320 тысяч муниципальных служащих, а требуется еще половина от этого количества». Но попасть на работу в муниципалитет не так просто. Еще одна фраза Медведева: «Решения о замещении должностей порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются». («Российская газета», 24 июля 2008 года.)
Практика показывает: гарантия благонадежности — не кумовство, а управленческий талант, учеба, тренировки, то есть опыт. Без этого «на сцену» лучше не выходить. Фальшь в «игре» управленца сразу заметить сложнее, чем в игре на скрипке, но последствия этой фальши куда более тяжелые.
Зададимся вопросом, кто учит будущих чиновников? В Германии, например, — высшие должностные лица, прошедшие специальную педагогическую подготовку. У нас же сотням высших и средних специальных учебных заведений выданы лицензии для подготовки специалистов, а также бакалавров и магистров государственного и муниципального управления. В Российской Федерации таких вузов 416, в одном Новосибирске — 5. Есть еще и техникумы. Но это не решает проблему, а скорее дискредитирует систему.
Забыт опыт Советского Союза, «разоблаченный» в сотнях гневных статей. Но главное в нем было — умение определять предрасположенность к роду деятельности.
Наблюдение за людьми с целью выявления у них руководящих способностей начиналось в раннем детстве, через самодеятельные организации октябрят, через пионерию, затем — через комсомол. После окончания вуза молодой специалист должен был приобрести опыт работы на производстве и только через три года мог претендовать на должность в комсомольском или партийном органе, даже если для этого у него имелась предрасположенность и рекомендации ответственных лиц. Процесс карьерного роста не был стихийным. Он был элементом системы государственной кадровой политики. Таким образом, опыт, причем хороший опыт, у нас есть.
Привычка нажимать кнопки-клавиши
— Наверное, сейчас, когда для молодых виртуальное пространство приобрело некий абсолютный смысл, ценность практики управленческой работы вырастает в разы?
— Конечно, привычка нажимать кнопки-клавиши послушных машин рождает иллюзию, что и общество — некая машина и, стоя у ее рулевого колеса, можно двигать всеми механизмами. Когда оказывается, что это далеко не так, люди разочаровываются и уходят. Это еще одна причина количественного кадрового голода. И он напрямую связан с качественным. Если человек занимается управленческой работой и видит ее эффективность, получает положительные эмоции, он будет продолжать карьеру в этой сфере деятельности. Если же нет удовлетворения, то мы получаем либо «сонного», ни на что не годного госслужащего, либо вакансию.
В Сибирской академии государственной службы, например, среди опрошенных первокурсников в 2011 году только 56 % желали связать свою жизнь с государственной или муниципальной службой, а среди пятикурсников таких оставались буквально единицы. Я не считаю, что это вина молодежи. Это наша вина, и нужно срочно принимать меры.
— Как вы считаете, поможет недавно принятый закон о ротации кадров?
— В какой-то мере. Уже с 1 января 2013 года, например, руководителям и заместителям территориальных органов федеральной исполнительной власти могут предложить переехать в другие регионы.
Идея единого кадрового пространства не нова. Она широко практикуется на Западе. Это не только мера по преодолению коррупции. Это тенденция современной эпохи, когда человек находится там, где он больше всего нужен, больше всего востребован, а не там, где у него все «схвачено».
— Но тут речь уже о готовых чиновниках. А как же реформа их подготовки?
— Есть разработки. В том числе и я предлагаю принципиально новую модель создания кадрового резерва и замещения вакансий на госслужбе. Но пока это лишь теория. Ругать чиновников у нас принято исстари. Живуче «крапивное семя»... Нужна эффективная модель «производства» чиновников. Работа над этим идет.
О ЛИЧНОМ
— Довелось ли вам «понюхать пороху» на чиновном поприще?
— С 25 лет я связан с органами власти. Сначала 15 лет работал на практике, потом изучал, потом исследовал, потом преподавал. Часто все вместе. Был лектором Томского обкома партии — при Егоре Кузьмиче Лигачёве, секретарем Алтайского райкома КПСС Алтайского края, окончил аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, первым в СССР в 1990 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук (с 2003 года — доктор социологических наук), заведовал социологической лабораторией НВПШ, руководил центром социологических исследований Новосибирского областного Совета народных депутатов…
— За пределы сферы профессиональных интересов заглядываете?
— Женат. Отец четверых детей. Люблю читать классику и слушать классическую музыку в хорошем исполнении. В теплое время года живу в основном на даче. Холодными вечерами у огня читаю Лескова...
ФАКТ
В Сибирской академии госслужбы среди первокурсников только 56 % желали связать свою жизнь с государственной или муниципальной службой.