Если «трубы горят», закон не помеха

Еще месяц назад вступил в силу закон о запрете реализации пива в киосках и ларьках. Торговать этим пенным напитком в павильонах площадью менее 50 квадратных метров и нестационарных объектах нельзя. Однако журналист «Советской Сибири» под видом обычного покупателя убедился, что в погоне за выгодой собственники и продавцы нарушают закон либо пытаются найти в нем лазейки.
Ни в одном из семи ларьков, которые мы объехали в Кировском и Ленинском районах, на витрине пива не оказалось. Владельцы подготовились к нововведениям основательно, спрятав его под прилавки.
Стучу в окошко киоска, расположенного на улице Вертковской, 6.
— Здравствуйте, а пиво у вас есть?
— Конечно есть.
Увидев протянутые мною 100 рублей, продавец предложил бутылку пива крепостью 4,6 % за 61 рубль. Чтобы запечатлеть факт незаконной продажи на фото, я старалась как можно дольше тянуть время — клала сдачу в кошелек, спрашивала о пакете, чтобы донести покупку до дома.
Снимок удался, и мы едем к следующему киоску на остановку общественного транспорта «Вертковская». На вопрос, есть ли пиво, продавец отрицательно качает головой.
В другом ларьке на автобусной остановке «Улица Римского-Корсакова» даже не пытаются ничего скрывать. Пенный напиток здесь продают совершенно открыто — все полки забиты дешевым и дорогим пивом. За 63 рубля я купила пол-литровую бутылку крепостью 5 %. Едва запрещенный товар оказывается у меня в руках, как засверкали вспышки фотоаппарата. Заметив их, женщина испугалась и занервничала:
— А кто там фотографирует?
— Это наш фотокорреспондент делает фото «на память», — отвечаю я.
— Контрольная закупка… М-м-м… Вот я попалась, да?! — и захлопывает окошко.
Еще одна попытка купить пенный напиток в киоске на Ленинском рынке также увенчалась успехом. На вопрос, есть ли пиво, продавец с готовностью отвечает: «Любое на ваш вкус». При этом на витрине выставлены только прейскуранты на беляши, чебуреки, чай, кофе, соки.
По дороге в редакцию наше внимание привлекла бойкая торговля на остановке у педагогического колледжа. В очереди у ларька стояли несколько парней и женщина. Последней продали три бутылки пива, упаковав его в непрозрачный пакет. Хотя вблизи детских, образовательных, спортивных и медицинских учреждений нет, реализация алкогольных напитков, независимо от крепости, запрещена.
Штрафы нарушителей не пугают. Продавца, уличенного в незаконной торговле пивом, накажут на четыре тысячи рублей, владельца магазина — на 40 тысяч. Тем не менее владельцы киосков не спешат расставаться с продукцией, которая приносит им основную долю доходов. Самые предприимчивые, к примеру, в считанные дни перепрофилировали торговые павильоны в предприятия общественного питания. Для этого в помещение поставили один-два столика. По закону, если предприниматель оказывает услуги общественного питания, продавать пиво он может независимо от размера площади помещения.
Впрочем, нарушение закона не является повсеместным. В ларьках на улицах Степной, Связистов и Плахотного продавцы закон изучили и сами разъясняли новые правила продажи пива.
Молодогвардейцы с полицейскими в рамках проекта «Агенты» провели собственный антиалкогольный рейд в Калининском районе.
— Было проверено восемь торговых точек, в одной из которых незаконно продали пиво после полуночи, — рассказал и. о. руководителя Новосибирского регионального отделения «Молодой Гвардии Единой России» Илья Гнатуша. — На владельца павильона по улице Кропоткина составили протокол, а алкогольную продукцию опечатали.
Общественные контролеры настроены решительно — впереди у них новые рейды. Так что предпринимателям и продавцам расслабляться не стоит. Уже достигнута договоренность о проведении рейдов в Калининском и Октябрьском районах.
ФАКТ
По данным Новосибирскстата, в Новосибирской области в 2012 году было продано 24 212,5 декалитра пива. В пересчете на численность населения каждый житель области, включая младенцев, в среднем выпивает за год 90,1 литра пива.