USD 79.1703 EUR 90.3954
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Индустрия гостеприимства: проблемы решаем сообща

Наталья ГОРБУНОВА
Ольга Стусь (слева) во время вручения благодарственных писем НЦСМ руководителям гостиниц, достигших в работе оптимального соотношения качества услуги и цены. Справа — Елена Апарцева, заместитель директора  гостиницы «Барракуда». Фото Натальи ГОРБУНОВОЙ
Ольга Стусь (слева) во время вручения благодарственных писем НЦСМ руководителям гостиниц, достигших в работе оптимального соотношения качества услуги и цены. Справа — Елена Апарцева, заместитель директора гостиницы «Барракуда». Фото Натальи ГОРБУНОВОЙ

Система «звезд», «букв», «корон» или «ключей» — наиболее применяемые системы классификации гостиниц из тридцати существующих в мире. Предполагающая пять категорий гостиниц система «звезд» является самой распространенной. Она используется во Франции, Австрии, Египте, России и других государствах. Причем чем выше звездность, тем шире набор услуг, предлагаемый гостям. Это и услуги салонов красоты, массажного кабинета, автотранспортные услуги, общественного питания, проведение конференций, спортивно-оздоровительные мероприятия.

Отшлифованная многовековым опытом индустрия гостеприимства приносит существенные бонусы не только участникам гостиничного бизнеса, но и обществу в целом. Именно поэтому вопрос о стандартизации, сертификации, классификации услуг гостиниц, отелей, санаториев и других средств размещения вновь вышел в России на государственный уровень.

Курганская, Кемеровская, Нижегородская, Томская, Тюменская, Иркутская области, Республика Алтай, Тыва, Алтайский, Приморский, Хабаровский края — далеко не полный перечень регионов, аккредитовавших орган по сертификации Новосибирского центра сертификации и мониторинга (НЦСМ) в рамках государственной системы классификации объектов туристской индустрии. Прежде всего это гостиницы и горнолыжные трассы. Дело в том, что специалист НЦСМ Ольга Стусь принадлежит к очень немногочисленной группе государственных экспертов, аккредитованных в этой области. К примеру, экспертов горнолыжных трасс в России только пять. Что немаловажно для деловых людей — в активе Стусь сертификат, подтверждающий компетентность в системах ГОСТ Р и ВНИИКИ с областью аккредитации, включающей физкультурно-оздоровительные, спортивные и другие виды услуг, без которых невозможна полнокровная деятельность современного отеля.

И потому если в соответствии со складывающейся тенденцией вы собираетесь открыть современный отель, мотель, бунгало, хостел и вам необходимо узнать, как сформировать пакет услуг для того, чтобы номера вашей гостиницы не пустовали, — прямехонько к Стусь. Но это еще и потому, что у Ольги Петровны, кроме уже перечисленного, неоценимый более чем пятнадцатилетний стаж работы в этой области. Не менее важно, что это увлеченный, неравнодушный человек.

Стоит ли удивляться, что именно Новосибирский центр сертификации и мониторинга качества продукции и услуг выступил инициатором создания в Новосибирске Ассоциации гостиничного бизнеса.

Накануне новогодних праздников директора новосибирских гостиниц собрались на первое организационное собрание. Независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, собравшихся отличало завидное единодушие: Ассоциация нужна! Слишком обширен спектр общих проблем, накопившихся за годы безвременья и ведомственной перетасовки. Директорам, для того чтобы эффективно управлять, необходима оперативно обновляемая информационная база, а также участие в постановке общих вопросов и их решении.

Устаревшие коммуникации у до сих пор ведомственных гостиниц, являющихся старейшими в городе, препятствуют прохождению классификации. Есть проблема с возвращением гостиницам ресторанов, в прежние времена им принадлежащих… Стоит ли перечислять все contra. Приведем всего один, но весьма показательный факт. Из пятидесяти стабильно работающих гостиниц Новосибирска только четыре отличает «звездность».

Александра Бабкина, директор гостиницы «Северная», высказывает свою точку зрения:

— Народ сейчас отличает широкий кругозор. Многие ездят за границу. По возвращении рассказывают: «Мы жили в пятизвездочном отеле». Две звезды — это уже поскромнее. Совсем без звезд, без сертификата в представлении людей — постоялый двор, а не гостиница. Классификация нужна, она дисциплинирует руководство. Ассоциация — гостиничное объединение — была в прежние времена, нужна и сейчас. Есть много проблем, которые можно решить только сообща. Главное — сохранить доброжелательность, открытость отношений, из партнеров не превратиться в конкурентов.

У Юрия Петрова, директора НЦСМ, свои резоны:

— Новосибирск принимает множество гостей. Ведь наш город — не только пересечение крупнейших транспортных магистралей, но прежде всего средоточие науки, крупнейший культурный центр Зауралья. Находясь в центре России, он просто обязан быть гостеприимным. Это подтверждает создание в рамках министерства экономики Новосибирской области отдела, в компетенцию которого наряду с внешнеэкономической деятельностью входит развитие туристической индустрии, а значит, и индустрии гостеприимства. Показательно, что руководители области в рамках этой задачи существенно поднимают планку. Так, первый заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр экономики Алексей Струков отмечает, что «залогом успеха региона в конкурентном противостоянии являются умело применяемые инструменты по формированию бренда области». Убежден, гостиничному бизнесу в этом чрезвычайно сложном деле принадлежит важная роль. Наша организация поддерживает многие конструктивные начинания. Мы уже вложили немалые средства в профессиональную подготовку персонала. Ведется продуманная и последовательная организационная работа. Наши эксперты вносят в нее не только профессиональный, но и личностный вклад людей, чья жизнь связана с Сибирью.

Известно, правила оказания услуг гостеприимства в ближайшее время будут меняться. Возможность поучаствовать в формировании вектора перемен директорам гостиниц представилась уже на первом организационном собрании. Всем его участникам Ольга Стусь предложила внести дополнения и изменения в пилотный проект, разработанный Министерством культуры РФ. Именно в его ведении на сегодняшний день находится гостиничный бизнес. Это первый конструктивный шаг создаваемой Ассоциации. Будем надеяться, что первый корпоративный документ Ассоциации гостиниц Новосибирска получится аргументированным, деловым, конструктивным и будет принят во внимание.