«Хоббит» — это вам не сказка
Почему сибиряки надевают доспехи и воюют за кольцо?
Накануне Нового года новосибирские поклонники творчества Джона Рональда Толкина спешили в кинотеатры, чтобы посмотреть премьеру фильма «Хоббит». Это предыстория нашумевшей саги «Властелин колец».
У хоббитов, эльфов, гномов и волшебников, о которых рассказывается в этой трилогии, в нашем городе множество почитателей. Они не только вдоль и поперек изучают текст, но и устраивают костюмированные сражения в духе битвы за кольцо. О том, чем сибиряков так привлекает совсем не русская мифология и какие тайны на самом деле содержит книга Толкина, мы беседуем с кандидатом филологических наук, специалистом по древним языкам Евгением СОСНИНЫМ. Он много лет изучает творчество английского автора профессионально и даже защитил диссертацию на эту тему.
— Я работал над ней семь лет и в прошлом году успешно защитился в НГУ, — рассказал Евгений. — Толкин в своих произведениях опирался на древние языки, в этом направлении я и вел свои исследования. Главное, что двигало мной в работе, — чтобы имя писателя вошло в научный обиход, а его произведения перестали восприниматься как сказки для развлечения.
Не уходи от реальности
— Почему наши люди так увлечены этой книгой? Ведь целые клубы действуют...
— Думаю, это типичный уход от реальности. Своеобразная альтернатива религии и мистике. Современный, утомленный информацией человек пытается отвлечься, а мифология в этом отношении очень проста и органична нашему сознанию. В том мире можно почувствовать себя магом. И для этого не надо трудиться, овладевать новыми навыками. Одно дело — изучить с десяток языков и прочитать в оригинале все тридцать томов Толкина, другое — сесть за компьютер и стать ловким, красивым и бессмертным эльфом. Или помахать мечом в поле, представляя себя великим воином.
— Вы в эти игры не играете?
— Во время учебы в университете я участвовал в нескольких реконструкциях, но разочаровался, после того как увидел бессмысленный и нечитаемый набор рун на мече одного из участников. В толкинизме меня всегда интересовало содержание, но не слепое копирование формы, как это было в ролевых играх. Такой путь приводит к уходу от реальности, а не к познанию действительности.
— Как можно познавать мир с помощью произведений Толкина?
— Толкин был прежде всего ученым, а не писателем. Язык, как известно, вбирает в себя культурное наследие разных эпох. Изучая его, можно проникнуть в прошлое и увидеть истоки того, что происходит в мире сейчас. Заслуга Толкина в том, что в своих произведениях он оживляет архетипы, универсальные для всех культур. Потому его творчество актуально до сих пор. Даже кольцо всевластья можно рассматривать как современную погоню за легкой жизнью — надел кольцо и ты всемогущ!
Эльфы были людьми
— У нас ведь есть и своя мифология, славянская. Но кажется, что к ней нет такого интереса…
— Сейчас увлекаются самыми разными культурами — готской, кельтской и славянской в том числе. Загляните в Интернет — там полно сайтов неоязыческой тематики. Славянское фэнтези переживает настоящий бум в литературе. Однако интерес этот поверхностный и уводящий от реальности. Люди отращивают бороды, надевают косоворотки и считают, что проникают в культуру наших предков. Современное положение очень похоже на ситуацию позднего Рима, когда своей культуры там уже не было, зато поклонялись множеству чужеродных богов.
— Существовали ли реальные прототипы у эльфов, гоблинов, хоббитов и других мифологических существ?
— Все мифологические существа восходят к людям, но только увиденным в мифологическом ракурсе. Эльфы и гномы своим появлением обязаны готским племенам тервингов и гревтунгов — людей-камней и людей-деревьев, образ жизни которых лег в основу этих мифических созданий. Троллями называли готов-вандалов. Хоббиты получили свое название от английского holbytla, что переводится как «живущий в норе». Фамилия главного героя повести «Хоббит» Бильбо Бэггинса восходит к английскому bagging, означающему «пятичасовой полуденный чай» — недвусмысленный намек на англичан, обитающих в своих небольших ухоженных «норках».
— Читателям, наверное, больше всех эльфы нравятся?
— Они и были главными персонажами в творчестве Толкина, ради них он создавал свои произведения. Ученый заново реконструировал их образ, который в XVI веке благодаря поэзии Шекспира был смешан с сильфами — маленькими крылатыми лесными существами. Эльфы были людьми, но самыми лучшими, достигшими совершенства во всех сферах культуры. Вопреки распространенному мнению, они не были бессмертными. Вечную жизнь им обеспечивали их искусные творения, которые спустя века хранили память о своих создателях. В этом и кроется главная мысль Толкина как ученого и писателя — бессмертие человека заключается не в вечном физическом существовании, а в тех делах и вещах, которые он оставит после себя.
КСТАТИ
Все желающие могут принять участие в работе клуба «Диалог», который ведет Евгений Соснин. Участники клуба обсуждают проблемы культуры, языка и, конечно же, творчество Толкина.
ФАКТ
Впервые на русский язык «Хоббит» был переведен в 1976 году, а в 1985 году на Ленинградском телевидении вышел телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Бэггинса, хоббита» с Зиновием Гердтом, Михаилом Даниловым, Анатолием Равиковичем и Игорем Дмитриевым в главных ролях.