За энергичный диалог парламента и власти
Виктор Осин считает, что нет нужды слишком часто и основательно корректировать бюджет
Прошедший год показал, что процесс формирования региональной казны на очередной финансовый период сегодня не просто совершенствуется, но и претерпевает заметные изменения. Как строится современная бюджетная политика Новосибирской области? Каково сегодня соотношение потребностей, планов развития и финансовых возможностей нашей территории?
Об этом наш сегодняшний разговор с председателем комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Виктором ОСИНЫМ.
Капиталоемкие акценты
— Виктор Константинович, сегодня бюджет области принимается порой в режиме достаточно напряженного диалога и много корректируется. В чем причина? Насколько оправдано, на ваш взгляд, большое количество изменений?
— При формировании бюджета депутаты вносят немало предложений по решению тех задач, которые есть и в целом по области, и на конкретных округах. 2012 год является наглядным примером эффективности такой работы. В этом году от депутатов принято поправок на 600 миллионов рублей, в том числе по таким важнейшим направлениям, как обеспечение населения области чистой водой, поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий. Это нормальный процесс расстановки акцентов, характерный для принятия областного бюджета в целом.
Но при этом я не соглашусь с тем, что есть объективная необходимость слишком часто и основательно корректировать бюджет. Изменения действительно нужны, когда в регион в течение года приходят федеральные деньги. Но когда мы за счет собственных ресурсов принимаем решения по капвложениям, я отношу это к слабому администрированию при формировании и исполнении бюджета на следующий год. Ведь если окончательные корректировки вносятся в мае, времени для того, чтобы провести конкурсы и освоить средства, остается очень мало. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы полностью завершать корректировку бюджета по капитальным вложениям на следующий год в октябре-ноябре года текущего.
— Одна из характерных особенностей минувшего года — депутатский корпус активно участвовал не только в формировании бюджета, но и в диалоге с исполнительной властью в целом. Означает ли это, что народным избранникам стало проще отстаивать свои позиции в защите интересов избирателей?
— Диалог депутатского корпуса с исполнительной властью был всегда, но это не значит, что он постоянно был ровным. Да, в этом году он более энергичен, позиция парламентариев заметно активизировалась. Многие обсуждаемые проблемы, такие, к примеру, как проблема с чистой водой, были и прежде, но еще несколько лет назад в основном решались вопросы, связанные с обеспечением текущей деятельности. Часто муниципалитетам не хватало денег на оплату коммунальных услуг и выплату зарплат. Конечно, полностью эти вопросы не сняты до сих пор, но сегодня основные силы мы направляем уже на более капиталоемкие направления.
Одно из них — подготовка проектно-сметной документации для муниципалитетов, которой мы долгое время не занимались. Для муниципалитетов даже относительно небольшая стоимость проектных работ — один, полтора, два миллиона рублей — это очень значительные суммы.
Эти и другие подобные проблемы зачастую лучше всего видит и начинает настойчиво решать именно депутат, который постоянно работает на округе, общается с местной властью и со своими избирателями.
О важном без политики
— Расскажите об особо значимых, на ваш взгляд, законодательных инициативах прошедшего года, касающихся финансово-экономической политики области.
— Несколько законопроектов, принятых в 2012 году, носят особенный характер. Во-первых, конечно, это бюджет — основной документ субъекта Федерации после Устава области, определяющий, как мы будем жить в ближайший период, а также план социально-экономического развития региона.
Еще один важный законопроект касается межбюджетных отношений. Это изменение методики бюджетной обеспеченности для тех поселений, где плотность жителей на один квадратный километр невелика.
Два законопроекта я бы охарактеризовал как знаковые. Это закон о резервном фонде и о государственно-частном партнерстве. Еще четыре-пять лет назад говорилось только о том, что бизнес сам должен решать свои проблемы, а задача власти — заниматься только социальными вопросами. В результате мы развивали бизнес-проекты в основном локально, разрабатывали необходимые критерии в частном порядке. Сейчас сформирован закон о государственно-частном партнерстве, и в течение ближайших лет он получит развитие — мы опишем все механизмы, и любому инвестору будет понятно, на какие виды поддержки он может рассчитывать, приходя в Новосибирскую область.
Это же касается и закона о резервном фонде, к принятию которого нас подтолкнул кризис 2008 года, когда произошел резкий спад в экономике и в доходной части бюджета. В 2012 году была сформирована некая финансовая «подушка безопасности». Но пока здесь мы тоже во многом лишь обозначили проблему: нужно предвидеть ситуации возможных спадов. В дальнейшем на случай кризиса необходимо отработать четкий алгоритм действий, чтобы суметь несколько смягчить возможные негативные последствия.
— Как вы оцениваете роль вашего комитета в проработке этих инициатив?
— Отношение бюджетного комитета к тем законопроектам, которые он готовит, всегда было очень серьезным. Многие важнейшие для области законопроекты создавались очень непросто, их обсуждение вызывало порой большое напряжение. Но на сессиях все эти вопросы в целом прошли очень хорошо, так как они были тщательно проработаны.
Серьезное влияние на характер нашей работы оказывает то, что комитет действует вне зависимости от политической составляющей. При обсуждении вопросов мы не смотрим с позиций партий — во главу угла всегда стараемся ставить дело. К примеру, я никогда не знаю, кто и как будет голосовать по тому или иному вопросу. На мой взгляд, такое уважительное отношение к каждому мнению характеризует нормальное качество работы комитета.
Инвестиции для имиджа
— В 2012 году многие депутаты выражали неоднозначную позицию по отношению к ведущейся в регионе инвестиционной политике. Как вы считаете, в этом плане область движется в правильном направлении?
— У меня особое отношение к инвестиционной деятельности, которая ведется сегодня на территории Новосибирской области. Если мы не будем развивать инвестиционную деятельность, то не сможем серьезно поправить доходную часть бюджета и, следовательно, улучшить социально-экономическое положение области. Поэтому я поддерживаю мнение региональной власти в части того, что этим вопросом нужно заниматься как можно активнее. Но при этом необходимо постоянно формулировать цели так, чтобы областные деньги совместно с бизнесом вкладывались с будущей отдачей. Эти инвестиции должны работать и приносить области дополнительные доходы в виде налогов. Для этого при любом вложении мы обязаны задать вопрос: что оно нам даст? Пока у меня есть определенные опасения: ведь конкретные цифры по отдаче от таких инвестиционных проектов, как промышленно-логистический парк, биотехнопарк и других, еще не звучат.
На мой взгляд, при ограниченности бюджета сегодня мы размываем деньги. Я бы сконцентрировал ресурсы на одном или двух объектах, чтобы полностью завершить их и получить от них реальную, ощутимую отдачу. Это окажет серьезное влияние не только на экономику и эффективность капитальных инвестиционных вложений, но и на имидж региона. Думаю, в 2013 году бюджетный комитет еще вернется к обсуждению критериев эффективности инвестиционных вложений в конкретные проекты, реализующиеся в области.
ЦИФРА
Исполнение областного бюджета по доходам ожидается по итогам 2012 года на уровне почти 100 млрд руб. с приростом по собственным доходам на 18 % к бюджету прошлого года.