Два рояля для сибирской глубинки
В куйбышевской школе искусств появились музыкальные инструменты, изготовленные немецкими мастерами позапрошлого века
Недавно в Куйбышеве прошел очередной областной конкурс хоровых коллективов. И практически каждый гость здешней музыкальной школы, всходя на сцену, изумленно ахал — там их встречали два солидных концертных рояля, лакированными крутыми боками пускающих искрометные блики от вспышек фотокамер. «Это ж откуда такое богатство?!» — вопрошали ошарашенные «иноземцы», трепетно проводя ладонями по ослепительному чуду. Директор школы искусств Любовь Ганзя только плечами пожимала, словно до сих пор удивляясь: «Подарили…»
В обсерваторию — после клавишной рухляди
Куйбышев — городок хоть и небольшой, но вполне амбициозный. В прошлом году придумали в области культурную олимпиаду — и что? Именно куйбышевцы стали в ней первыми. Повторив, между прочим, достижение и в год нынешний, когда главное творческое соревнование прошло на чужой земле, в другом районе. Еще бы — тут два десятка образцовых и народных коллективов имеется, тут свои композиторы, песенники, музыканты. Есть здесь и своя музыкальная школа, для многих местных ребятишек ставшая неплохим трамплином во взрослую творческую жизнь. Кто в Новосибирске в оперетте поет, кто в амстердамской обсерватории учится, кто с коллективом московского института эстрады полмира объездил...
Только вот постигать азы музыкальной грамоты, набираться, наигрывать опыт на расхлябанных, рассохшихся фортепиано еще советских времен было ох как непросто. И ребята, приезжавшие на конкурсные выступления в тот же Новосибирск, просто терялись на сцене, когда вместо допотопного «Иртыша» с болтающимися клавишами им предлагали сыграть на настоящем концертном рояле. Нет, был у школы и свой рояль — «Красный Октябрь». Только вот толку от него не было, не играл он. И даже специально выписанный настройщик из Новосибирска, покопавшись в нутре фанерного ширпотреба пару часов, безнадежно махнул рукой.
Новый, хороший рояль стоимостью под полмиллиона рублей куйбышевцам даже не снился…
Привет из Гамбурга
Сегодня в школе учатся полтысячи ребят. Каждый год несколько десятков из них становятся выпускниками. Но мало кто забывает уютное место, где им раскрывали всю красоту звука, влюбляли в народные русские напевы, учили создавать ажурные узоры классических мелодий. Многие из них — частые гости школы.
Владимир Петрович Бадер — один из таких. Бывший выпускник, бывший сотрудник школы, еще в девяностые переехал он в Германию, но в каждый свой визит в Куйбышев, к братьям, обязательно приходит в «музыкалку». И часто во время этих посещений вздыхал музыкант, глядя, на каких истерзанных «мастодонтах» приходится играть нынешним школярам. Ему ли, владельцу собственной мастерской по ремонту и настройке инструментов, имеющему абсолютный слух, не знать цену чистого звука? Конечно, сам по мере сил помогал, восстанавливал, настраивал школьные «Ритмы» и «Камы»… Но в очередной раз то ли в шутку, то ли всерьез предложил:
— Наверное, придется мне самому привезти вам настоящий инструмент.
«Шутит Владимир Петрович», — решила тогда Любовь Николаевна. Где Гамбург настройщика Бадера, а где — сибирский Каинск. Одних границ да таможней сколько на пути! Да и сам путь не близок.
Но Бадер от своей идеи не отказался. Там, в Германии, подвернулся ему неплохой рояль фирмы «Бердукс», выпущенный в 1905 году. Купил его мастер, разобрал по винтику, заменил испорченные временем детали, подобрал нужные струны, покрасил, а потом позвонил на бывшую родину: ждите!
«Крейцерова соната» для бывшей родины
«Бердукс», разобранный и упакованный, прибыл в Куйбышев воскресным сентябрьским утром в рабочем автофургоне настройщика Владимира Бадера. Признаться, Бадер и не ожидал, что встреча окажется довольно помпезным, массовым мероприятием. С речами, поздравлениями, духовым оркестром — и настоящими, искренними благодарностями от педагогов школы, учеников, родителей. И как-то затерлись, забылись долгие километры российских нелегких автотрасс, сложности с таможенным оформлением, переговоры с посольствами обеих стран.
И все яснее, все четче обозначилась роль тех, кто помог свершится доброму, благородному делу. Там, в Гамбурге, Владимир Петрович организовал благотворительный концерт, на котором его восстановленное детище играло для отзывчивых немцев произведения Бетховена и Штрауса. Здесь, в Куйбышеве, ему помогли свои спонсоры — Виктор Функ, Владимир Лаптев, Олег Тарасов, Александр Докучаев, Александр Крюков, Александр Потапенко. И неважно, кто из них кто — депутат, банкир, предприниматель… Они оказались просто отзывчивыми людьми, благодаря которым в Куйбышеве появился фантастический инструмент. Кстати, уже спустя пять дней он прекрасно отыграл первый свой детский концерт на новом месте. Именно таким было единственное условие немецкого мастера с сибирскими корнями.
Приятные хлопоты
Спустя некоторое время вновь пронесся слух: Бадер опять везет рояль!
Верить ли этому после того, как свершилось маленькое чудо с обретением школой искусств первого рояля, каждый решал сам. Но в итоге слух обернулся реальностью: в наш город и вправду снова прибыл концертный инструмент фирмы «Шидмайер», выпущенный еще в 1888 году!
На этот раз все финансовые заботы о его приобретении и доставке взял на себя местный предприниматель Александр Потапенко. Человек вполне состоявшийся. Но на вопрос преподавателей, зачем ему нужно было выкупать «игрушку» стоимостью с его собственный «Лексус» и дарить школе, ответил просто:
— Я был буквально поражен, увидев, на каких инструментах вам приходится учить своих воспитанников. Поэтому на семейном совете мы с супругой приняли решение купить для школы искусств рояль…
А вот у школы появилась другая, слегка неожиданная проблема — были опасения, что деревянные перекрытия старого здания 1955 года постройки попросту не выдержат массы двух роялей: каждый за счет рамы из чугунного сплава, дающей густой, мягкий, глубокий звук, весит без малого пятьсот кило! Ведь на сцене должны обязательно стоять два инструмента — вдруг будет выступать ансамбль.
Но заботы о подъеме и расстановке инструментов были уже совсем другими хлопотами. Приятными.
КСТАТИ
Куйбышевская школа искусств имеет два корпуса, а также шесть дополнительных классов при школах города и района. Всего на ее балансе числится 48 фортепиано, добрый десяток из которых давно пришел в негодность. После появления двух роялей обновление инструментов продолжится — на выделенные районной администрацией деньги здесь планируется приобрести еще три фортепиано, каждое стоимостью 160 тысяч рублей.
ФАКТ
В селе Ново-Шилово Новосибирского района открылся новый досуговый центр. Он стал частью целого комплекса, созданного Новосибирской епархией в селе. Там уже работают реабилитационный центр, школа искусств, храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», восстановлено хозяйство.