USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Два рояля для сибирской глубинки

Анатолий СМИРНОВ
Первые ноты на немецком рояле берет ученик Степан Бадажков. Фото из архива детской школы искусств Куйбышевского района
Первые ноты на немецком рояле берет ученик Степан Бадажков. Фото из архива детской школы искусств Куйбышевского района

В куйбышевской школе искусств появились музыкальные инструменты, изготовленные немецкими мастерами позапрошлого века

Недавно в Куйбышеве прошел очередной областной конкурс хоровых коллективов. И практически каждый гость здешней музыкальной школы, всходя на сцену, изумленно ахал — там их встречали два солидных концертных рояля, лакированными крутыми боками пускающих искрометные блики от вспышек фотокамер. «Это ж откуда такое богатство?!» — вопрошали ошарашенные «иноземцы», трепетно проводя ладонями по ослепительному чуду. Директор школы искусств Любовь Ганзя только плечами пожимала, словно до сих пор удивляясь: «Подарили…»

В обсерваторию — после клавишной рухляди
Куйбышев — городок хоть и небольшой, но вполне амбициозный. В прошлом году придумали в области культурную олимпиаду — и что? Именно куйбышевцы стали в ней первыми. Повторив, между прочим, достижение и в год нынешний, когда главное творческое соревнование прошло на чужой земле, в другом районе. Еще бы — тут два десятка образцовых и народных коллективов имеется, тут свои композиторы, песенники, музыканты. Есть здесь и своя музыкальная школа, для многих местных ребятишек ставшая неплохим трамплином во взрослую творческую жизнь. Кто в Новосибирске в оперетте поет, кто в амстердамской обсерватории учится, кто с коллективом московского института эстрады полмира объездил...

Только вот постигать азы музыкальной грамоты, набираться, наигрывать опыт на расхлябанных, рассохшихся фортепиано еще советских времен было ох как непросто. И ребята, приезжавшие на конкурсные выступления в тот же Новосибирск, просто терялись на сцене, когда вместо допотопного «Иртыша» с болтающимися клавишами им предлагали сыграть на настоящем концертном рояле. Нет, был у школы и свой рояль — «Красный Октябрь». Только вот толку от него не было, не играл он. И даже специально выписанный настройщик из Новосибирска, покопавшись в нутре фанерного ширпотреба пару часов, безнадежно махнул рукой.

Новый, хороший рояль стоимостью под полмиллиона рублей куйбышевцам даже не снился…

Привет из Гамбурга
Сегодня в школе учатся полтысячи ребят. Каждый год несколько десятков из них становятся выпускниками. Но мало кто забывает уютное место, где им раскрывали всю красоту звука, влюбляли в народные русские напевы, учили создавать ажурные узоры классических мелодий. Многие из них — частые гости школы.

Владимир Петрович Бадер — один из таких. Бывший выпускник, бывший сотрудник школы, еще в девяностые переехал он в Германию, но в каждый свой визит в Куйбышев, к братьям, обязательно приходит в «музыкалку». И часто во время этих посещений вздыхал музыкант, глядя, на каких истерзанных «мастодонтах» приходится играть нынешним школярам. Ему ли, владельцу собственной мастерской по ремонту и настройке инструментов, имеющему абсолютный слух, не знать цену чистого звука? Конечно, сам по мере сил помогал, восстанавливал, настраивал школьные «Ритмы» и «Камы»… Но в очередной раз то ли в шутку, то ли всерьез предложил:

— Наверное, придется мне самому привезти вам настоящий инструмент.

«Шутит Владимир Петрович», — решила тогда Любовь Николаевна. Где Гамбург настройщика Бадера, а где — сибирский Каинск. Одних границ да таможней сколько на пути! Да и сам путь не близок.

Но Бадер от своей идеи не отказался. Там, в Германии, подвернулся ему неплохой рояль фирмы «Бердукс», выпущенный в 1905 году. Купил его мастер, разобрал по винтику, заменил испорченные временем детали, подобрал нужные струны, покрасил, а потом позвонил на бывшую родину: ждите!

«Крейцерова соната» для бывшей родины
«Бердукс», разобранный и упакованный, прибыл в Куйбышев воскресным сентябрьским утром в рабочем автофургоне настройщика Владимира Бадера. Признаться, Бадер и не ожидал, что встреча окажется довольно помпезным, массовым мероприятием. С речами, поздравлениями, духовым оркестром — и настоящими, искренними благодарностями от педагогов школы, учеников, родителей. И как-то затерлись, забылись долгие километры российских нелегких автотрасс, сложности с таможенным оформлением, переговоры с посольствами обеих стран.

И все яснее, все четче обозначилась роль тех, кто помог свершится доброму, благородному делу. Там, в Гамбурге, Владимир Петрович организовал благотворительный концерт, на котором его восстановленное детище играло для отзывчивых немцев произведения Бетховена и Штрауса. Здесь, в Куйбышеве, ему помогли свои спонсоры — Виктор Функ, Владимир Лаптев, Олег Тарасов, Александр Докучаев, Александр Крюков, Александр Потапенко. И неважно, кто из них кто — депутат, банкир, предприниматель… Они оказались просто отзывчивыми людьми, благодаря которым в Куйбышеве появился фантастический инструмент. Кстати, уже спустя пять дней он прекрасно отыграл первый свой детский концерт на новом месте. Именно таким было единственное условие немецкого мастера с сибирскими корнями.

Приятные хлопоты
Спустя некоторое время вновь пронесся слух: Бадер опять везет рояль!

Верить ли этому после того, как свершилось маленькое чудо с обретением школой искусств первого рояля, каждый решал сам. Но в итоге слух обернулся реальностью: в наш город и вправду снова прибыл концертный инструмент фирмы «Шидмайер», выпущенный еще в 1888 году!

На этот раз все финансовые заботы о его приобретении и доставке взял на себя местный предприниматель Александр Потапенко. Человек вполне состоявшийся. Но на вопрос преподавателей, зачем ему нужно было выкупать «игрушку» стоимостью с его собственный «Лексус» и дарить школе, ответил просто:

— Я был буквально поражен, увидев, на каких инструментах вам приходится учить своих воспитанников. Поэтому на семейном совете мы с супругой приняли решение купить для школы искусств рояль…

А вот у школы появилась другая, слегка неожиданная проблема — были опасения, что деревянные перекрытия старого здания 1955 года постройки попросту не выдержат массы двух роялей: каждый за счет рамы из чугунного сплава, дающей густой, мягкий, глубокий звук, весит без малого пятьсот кило! Ведь на сцене должны обязательно стоять два инструмента — вдруг будет выступать ансамбль.

Но заботы о подъеме и расстановке инструментов были уже совсем другими хлопотами. Приятными.

КСТАТИ
Куйбышевская школа искусств имеет два корпуса, а также шесть дополнительных классов при школах города и района. Всего на ее балансе числится 48 фортепиано, добрый десяток из которых давно пришел в негодность. После появления двух роялей обновление инструментов продолжится — на выделенные районной администрацией деньги здесь планируется приобрести еще три фортепиано, каждое стоимостью 160 тысяч рублей.

ФАКТ
В селе Ново-Шилово Новосибирского района открылся новый досуговый центр. Он стал частью целого комплекса, созданного Новосибирской епархией в селе. Там уже работают реабилитационный центр, школа искусств, храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», восстановлено хозяйство.