Виктор СТРИГУНОВ: «Сильней всего простое слово командира»
Задачи, поставленные в 2012 году перед Сибирским региональным командованием внутренних войск МВД России, выполнены в полном объеме
Их по праву называют воюющими войсками. День и ночь они стоят на страже нашего спокойствия. Ведут борьбу с преступностью и терроризмом. Охраняют важные государственные объекты и общественный порядок. Сопровождают специальные грузы. Действуют в связке с другими силовыми структурами — МЧС, ФСБ, Министерством обороны, если того требует ситуация. О задачах своей структуры и многом другом рассуждает гость нашего номера, командующий войсками Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России генерал-лейтенант Виктор СТРИГУНОВ.
Есть надежда, что будет спокойнее
— Виктор Николаевич, во внутренних войсках вы служите 36 лет. Как оцениваете характер нынешних угроз, как изменился он по прошествии времени?
— По сути, наша историческая миссия остается прежней. Наши враги — преступники всех мастей, террористы, все, кто угрожает жизни мирных граждан. В советское время мы в большей степени выполняли задачи по устранению и предупреждению межнациональных конфликтов — пример тому Нагорный Карабах, другие территории… Теперь основной акцент ставим на борьбу с терроризмом, который постоянно подпитывается из-за рубежа. Ведь наша страна — самая богатая в мире в плане природных ресурсов, и расшатать ее некоторые политические деятели, экстремисты хотят, «зацепившись» за ее самую уязвимую сегодня точку — Северный Кавказ. Обстановка здесь остается еще напряженной, довольно сложной. Но она под контролем силовых структур и власти. Внутренние войска продолжают выполнять там свои задачи. В частности, регулярно выезжает в командировку новосибирский отряд специального назначения «Ермак». В наступающем 2013 году он снова туда отправится.
— Не за горами сочинская Олимпиада. Известно, что внутренние войска, включая бойцов СибРК, готовятся нести службу по охране олимпийских объектов, спортивных делегаций и обеспечению спокойствия на территории региона в период Игр.
— Туда уже неоднократно вылетала рекогносцировочная группа. Мы изучаем обстановку, готовим все необходимые материально-технические средства. Минувшей осенью опробовали себя на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества во Владивостоке. Такие же по сути задачи будем выполнять во время крупных спортивных мероприятий. В 2013 году пройдет Всемирная универсиада в Казани, туда мы командируем более 1 000 военнослужащих Сибирского регионального командования. А в 2014 году почти полторы тысячи наших ребят отправятся в Сочи. Будем делать все, чтобы соревнования прошли спокойно и мы там остались незамеченными.
Согласно оптимальному расчету
— К счастью, Виктор Николаевич, в обычной жизни вас и так почти не замечают… А достаточно ли, на ваш взгляд, прикрыта силами внутренних войск наша мирная Новосибирская область?
— Мы, региональное командование, вышли с инициативой о создании специального моторизованного полка на территории Новосибирска. В подобных городах с населением свыше полутора миллионов человек действуют такие формирования, и наличие их вполне оправданно. Нашу инициативу поддержали главнокомандующий внутренними войсками МВД России Николай Рогожкин и начальник ГУВД по Новосибирской области Сергей Глушков. Но! Все упирается в дефицит территорий. Если региональная власть поможет разрешить эту проблему и предоставит нам место дислокации, остальное мы возьмем на себя — поставим этот полк, наберем штат, обеспечим вооружение, сосредоточим все необходимые силы и средства.
— Однако в эпоху тотального сокращения численности людей в погонах, будь то бойцы Вооруженных сил, полицейские и так далее, ваша инициатива выглядит слишком смелой.
— Что касается сокращений, мы и так оптимизировались в рамках соответствующей реформы МВД. Нас тоже не минула чаша сия. Но численность внутренних войск всегда обусловлена конкретными задачами: под определенные цели необходимо набрать такое-то количество людей. Сегодня нас по всей России 170 тысяч, то есть столько, сколько надо. Этот норматив установлен Советом безопасности. Но мы столкнулись с тем, что не можем реализовать отдельные проекты, поскольку, повторю, негде дополнительно разместить воинские части.
— Такой полк нам действительно нужен?
— Вы как житель большого города должны быть заинтересованы в том, чтобы спокойно ходить по улицам, пребывать в местах массового скопления людей, ничего не боясь. В субъектах Федерации сегодня процентов на 20 сократилась численность полиции общественной безопасности. Потеря может быть восполнена за счет военнослужащих внутренних войск.
Во главе угла — сознание и опыт
— В ваших войсках, как в Вооруженных силах, вновь уменьшается число солдат срочной службы, а на их должности активно заступают контрактники...
— Да, к весне в СибРК останется всего около 10 процентов солдат по призыву. Считаю, это правильная политика. Как правило, военнослужащий по контракту — человек, умудренный опытом, сознательно выбравший этот путь и получающий за свою работу деньги. Государство в лице Верховного главнокомандующего серьезно позаботилось о контрактниках. У них практически не осталось проблем с жильем, с денежным довольствием, закрыты все вопросы, касающиеся социального обеспечения. В свою очередь государство вправе требовать высокой профессиональной отдачи от этих людей.
— При всех решенных бытовых проблемах, но ужесточенных условиях отбора много ли остается желающих поступить к вам на контракт?
— В СибРК сейчас находятся на рассмотрении более шести тысяч заявок. Люди проходят профотбор, медицинскую комиссию. При этом многие хотят служить в частях и подразделениях специального назначения.
— А как вы относитесь к популярному мнению о том, что спецназовцы — люди в большинстве своем одержимые, мягко говоря, не вполне адекватные?
— Обыватель может подумать и так, вероятно, увидев, как бойцы на показательных выступлениях кирпичи и бутылки бьют о собственные головы. Сразу вывод: значит, голова пустая, сотрясения не будет! Но учтите при этом весь комплекс морально-психологического воспитания, который бойцы проходят, познакомьтесь с ними ближе, и вы многое поймете. Эти ребята всегда готовы к самопожертвованию, а в основе всего — именно мощный моральный стержень. Без него даже при невероятной физической силе человек в спецназе надолго не задерживается.
— Кстати, в нынешнюю призывную кампанию в отряд специального назначения «Ермак» пошел служить наш новоявленный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Роман Власов…
— Ничего из ряда вон я в этом не увидел. Пригласил Романа в свой кабинет, спросил, что его заставило принять такое решение. Он ответил: «Как же без армии? Спортивная карьера недолговечна, скоро она завершится, и получится, что я только спортом занимался, не служил, не обеспечил себе толком задел на будущее». Причем у него есть достойный пример перед глазами: трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин был курсантом Новосибирского военного института внутренних войск МВД России и две олимпийские медали завоевал, находясь на службе в наших войсках. Власову же мы будем предлагать перейти в дальнейшем в спортивно-штатную команду СибРК.
— Виктор Николаевич, а какие впечатления из вашего личного воинского опыта явились для вас самыми сильными?
— Сильные впечатления оставались каждый раз, когда успешно была выполнена боевая задача и командир говорил: «Спасибо тебе за службу...» Я много раз участвовал в различных спецоперациях. Но это для меня обычная работа, и ничто по своему эмоциональному воздействию не было настолько мощно, как упомянутые слова. В сугубо человеческом плане, вне воинской стези, глубокие впечатления оставило рождение первого сына, затем второго. Сегодня мои сыновья — соответственно наркополицейский и сотрудник МВД. Подрастают две внучки. Надеюсь, что и внуки появятся.
ФАКТ
В уходящем году бойцы Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России выполнили более полутора тысяч задач по охране общественного порядка. Войсковыми нарядами задержаны 173 тысячи правонарушителей, из них около 1 500 — за совершение преступлений. Изъято 22 единицы огнестрельного и 40 единиц холодного оружия. Кроме того, военнослужащие СибРК выявили и обезвредили 11 тысяч нарушителей, охраняя грузы и стратегические объекты.