Ради спокойного неба
Вопросы обеспечения безопасности пассажиров являются приоритетными в работе международного аэропорта Толмачёво (Новосибирск)
Как бы мы ни хотели обратного, но опасность террористической угрозы является нашим постоянным спутником в этом неспокойном мире. Любой теракт — трагичное и резонансное событие. Авиатранспорт в этом смысле — под особым прицелом, ведь если теракт произойдет на борту самолета, то шансов спастись ни у кого из пассажиров практически не будет. Поэтому и безопасность в аэропортах всегда обеспечивается с особой тщательностью и с помощью самых передовых технологий.
Выводы истории
Из недавней истории: 24 января 2011 года в зале прилета московского международного аэропорта Домодедово прогремел мощный взрыв — террорист-смертник, скрывавшийся в толпе встречающих, привел в действие взрывное устройство мощностью до пяти килограммов в тротиловом эквиваленте, начиненное металлическими поражающими элементами. В результате теракта погибли 35 человек, около 180 ранены. Естественно, сразу были организованы проверки, выявившие масштабнейшие нарушения в организации безопасности. Тот случай, кстати, стал поводом для усиления контроля не только в аэропортах, но и на других видах транспорта. Например, после этого началась установка рамок металлодетекторов на станциях Новосибирского метрополитена.
Вообще, аэровокзалы в последние два десятилетия постоянно являются объектами повышенной террористической опасности. Первый теракт современности произошел в 1972 году в аэропорту Бен-Гурион (в то время — Lod Airport) в Израиле. В 1985 году произошли инциденты в аэропортах Рима и Вены, а в 2002 году — в аэропорту Лос-Анджелеса.
В августе 2006 года был предотвращен потенциально самый страшный теракт в истории, который мог встать в один ряд с событиями 11 сентября 2001 года. В Великобритании задержали группу террористов, которая планировала взорвать около 20 самолетов, направлявшихся в США. Для подрыва террористы собирались использовать «жидкую» взрывчатку: ее не могли зафиксировать имевшиеся на тот момент средства безопасности в аэропортах. Компоненты планировалось пронести на борт самолетов под видом напитков и других продуктов массового пользования, а детонатор — под видом одного из электронных устройств. Именно после этого инцидента практически повсеместно в мире были введены ограничения на провоз жидкости в ручной клади. А в Великобритании действует запрет брать на борт не только ручную кладь, но даже и футляры для очков и бутылки с жидкостью для контактных линз. Компания Вritish Airways пошла еще дальше и запретила пассажирам брать на борт самолетов ноутбуки, мобильные телефоны и айподы.
Неприятная для многих пассажиров процедура проверки обуви также возникла не просто так. В 2001 году террорист пронес в самолет American Airlines, следовавший рейсом Париж — Майами, бомбу, спрятанную в подошву ботинок. Проходившая мимо него стюардесса обратила внимание на запах серы и незамедлительно сообщила об этом. Когда бортпроводники приблизились к подозрительному пассажиру, то он попытался зажечь спичку о подошву ботинка. К счастью, членам экипажа и пассажирам удалось оказать сопротивление террористу. С тех пор в большинстве аэропортов мира пассажиров заставляют разуваться. Не так давно это правило существенно смягчили, и теперь разуваться надо только тем, у кого обувь на каблуке или платформе.
Аэропорты являются одними из самых сложных объектов с точки зрения обеспечения безопасности. Это большая площадь, удаленность от города, большое количество людей, техники и горюче-смазочных материалов. Доскональная проверка каждого пассажира и его багажа занимает много времени, особенно в крупных аэропортах, поэтому на помощь службам безопасности аэропортов (САБ) и полиции приходят современные технические средства досмотра.
В рамках безопасности
Теракт в Домодедово мог бы и не иметь столь трагичные последствия, если б там в начале 2011 года регулярно функционировала система, несколько лет существующая в аэропорту Толмачёво: стоит только человеку переступить порог терминала, как его тут же пропускают через рамку металлодетектора. Еще и просканируют ручным металлоискателем. Да, это время (к примеру, количество пассажиров в том же Толмачёво ежегодно прирастает примерно на 20 процентов), однако безопасность сотен и сотен человек важнее нескольких сэкономленных минут.
Толмачёво постоянно совершенствует систему безопасности: в мае 2012 года аэропорт приобрел уже третью установку «Сибскан» для проведения предполетного досмотра пассажиров. «Сибскан», разработка ученых Института ядерной физики имени Будкера СО РАН, представляет собой автоматизированную систему для обнаружения скрытых на теле и в одежде человека взрывчатых веществ, стеклянных и пластиковых ампул и других опасных предметов. Пять секунд — и «Сибскан» избавляет пассажира от необходимости снимать одежду и обувь, а также доставать из одежды металлические предметы и мобильники. Уже треть пассажиров аэропорта Толмачёво выбирает именно этот способ досмотра, сокращающий время всей процедуры примерно на 25 %. В Толмачёво установки «Сибскан» используются с 2006 года. Новосибирск таким образом оказался на несколько лет впереди многих в обеспечении безопасности пассажиров.
Конечно, в вопросах безопасности важен комплексный подход. Современное оборудование и компетентный персонал — важные его составляющие. Высокий уровень квалификации специалистов САБ Толмачёво недавно подтвержден Федеральным агентством воздушного транспорта. По итогам инспекторской проверки Росавиация продлила до 2015 года действие сертификата соответствия, дающего службе право осуществлять деятельность по обеспечению авиабезопасности.
ФАКТ
Установки «Сибскан» также используются в аэропортах Домодедово, Пулково (Санкт-Петербург), Ханты-Мансийск. Лицензии на производство системы приобретены компаниями Японии, Южной Кореи и Китая.
По инициативе аппарата Национального антитеррористического комитета и Минобрнауки к изучаемым темам по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» был добавлен раздел «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».