Паспорт по Интернету
Первое в стране электронное заявление на оформление паспорта гражданина Российской Федерации было принято через сайт Управления Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области
Жители региона все чаще получают государственные услуги с помощью сети Интернет. В наши дни таким для многих еще непривычным способом, минуя очереди, можно оформить прописку, сняться с регистрационного учета, заменить паспорт и другие документы. С какими сложностями, обращаясь в ФМС, может столкнуться не совсем продвинутый пользователь и каковы перспективы развития электронного документооборота? Об этом мы поговорили с Юлией САРНОВОЙ, начальником отдела по оказанию государственных услуг в электронном виде УФМС России по Новосибирской области.
Первые в стране
— Известно, что Новосибирск начал предлагать государственные услуги в электронном виде едва ли не первым в стране. С чем это было связано?
— Мы действительно опередили многих. Уже 18 февраля 2010 года первое электронное заявление на оформление паспорта гражданина Российской Федерации было принято через наш ведомственный интернет-сайт. Объясню, почему это произошло. Дело в том, что схема организации деятельности по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде посредством интернет-сайта, разработанная нами, была предложена Федеральной миграционной службой в качестве временной меры до обеспечения подразделений, предоставляющих государственные услуги, необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой. Схема эта показала свою эффективность, и в дальнейшем наш опыт по работе с документами в электронном виде был внедрен в деятельность всех территориальных органов ФМС России.
— Перемены — это всегда непросто. Как быстро удалось наладить механизм предоставления услуг?
— Любой успешный проект начинается с эффективного управления. Для Юрия Звягинцева, руководителя нашего управления и идейного вдохновителя всех новаторских проектов, оказание услуг в электронном виде сразу стало приоритетным направлением, и это позволило обеспечить их организацию в короткие сроки на высоком уровне. В июне 2010 года в рамках Управления Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области был создан отдел по оказанию государственных услуг в электронном виде. Во всех территориальных подразделениях города Новосибирска установили Интернет и кабинет служащего. В сельские районы передача электронных заявлений также стала осуществляться по внутренним каналам связи.
— Кто чаще всего обращается за предоставлением госуслуг через Интернет? Что говорит статистика?
— Анализ статистических данных показывает, что нашими клиентами чаще становятся граждане в возрасте от 25 до 40 лет. Это неудивительно, молодежь активна и ежедневно пользуется ресурсами всемирной Сети, однако мы стараемся привлекать к получению госуслуг в электронном виде и людей старшего возраста, которые еще не так хорошо разбираются в Интернете и его возможностях. Чтобы активизировать процесс знакомства с новыми технологиями пожилых людей, в будущем мы планируем организовать для них консультации по работе с интернет-ресурсами, и в частности с порталом электронных госуслуг. Будем приглашать в гости, проводить Дни знаний, рассказывать, что такое Интернет, что такое электронные услуги, как ими пользоваться и насколько это экономит время и силы.
Ближе к делу
— С чего должно начинаться знакомство с электронными госуслугами? Как сделать первый шаг?
— Чтобы оформить документы посредством сети Интернет, необходимо пройти процедуру авторизации на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Как только гражданин зарегистрирует на сайте собственный «Личный кабинет», он сможет перейти на наш ведомственный сайт http://www.fms-nso.ru и выбрать там необходимые ему услуги: оформить заграничный паспорт, встать на регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, получить вид на жительство в РФ и так далее.
— Получение государственных услуг в электронном виде пока остается новшеством. Могут ли граждане обратиться за помощью, если им что-то непонятно?
— Разумеется. Мы предусмотрели отдельные часы для личного приема граждан, подавших заявление на оказание государственной услуги в электронном виде, а также для тех, кто направил заявление через Единый портал на оформление заграничных паспортов нового поколения. Отдельный специалист работает с гражданами, оформляющими заграничный паспорт старого образца, и теми, кто пришел за готовыми документами. Гражданам, подавшим заявление на оказание государственной услуги в электронном виде на получение внутреннего паспорта, регистрации по месту жительства или пребывания, разрешения временного пребывания или вида на жительство предлагается прийти в назначенное или любое удобное время вне очереди.
— Система предоставления госуслуг в электронном виде только начала развиваться. Каких перемен можно ожидать в будущем по линии ФМС?
— Наступает время более детального развития уже запущенных услуг. Мы прорабатываем все тонкости, приобретаем опыт, учимся, следим за тем, чтобы соблюдались все заявленные сроки подготовки документов. Создан дополнительный электронный учет, позволяющий в онлайн-режиме отслеживать общую картину по всем основным этапам прохождения заявлений. В ближайшее время, наряду с развитием услуг в электронном виде через портал ФМС России, мы планируем активно использовать наш ведомственный сайт в качестве экспериментальной площадки по отработке новых интересных проектов, таких, к примеру, как система регулирования очереди через Интернет. Сейчас на сайте работают три предварительных записи, с помощью которых в текущем году было обслужено более ста тысяч человек. Задумок очень много. Прогрессивное распространение сети Интернет мотивирует наше развитие. Мы постоянно модернизируем механизм оказания услуг, чтобы стать понятнее и ближе нашему потребителю.
ТОНКОСТИ ПРОЦЕССА
Результатом успешной отправки электронного заявления в Интернете служит сообщение: «Автоматизированные проверки на портале ФМС пройдены. Дело успешно принято». Далее ваше заявление будет рассмотрено сотрудниками ФМС в том управлении, куда вы его адресовали. Если никаких ошибок при заполнении заявления обнаружено не будет, ваше заявление перейдет в состояние «Принято» и через установленный регламентом срок придет «Приглашение», в котором будут указаны: адрес, дата, время и перечень документов, необходимых для получения государственной услуги.
ВАЖНО
Гражданин, подающий заявление через Единый портал государственных услуг, обслуживается сотрудниками миграционной службы в приоритетном порядке.
ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ СПРАВОК
Если при регистрации «Личного кабинета» у вас возникают какие-либо трудности, можно связаться с оператором по телефону горячей линии 8 (800) 100-70-10 (для звонков на территории России бесплатно). Все граждане, уже направившие электронное заявление на получение услуги, со своими вопросами могут обращаться к специалистам ФМС в отдельные часы приема. Консультации по телефонам: (383) 232-62-10, 232-62-02.
ФАКТ
Самой популярной государственной услугой, которую можно получить через Интернет, по-прежнему остается оформление заграничного паспорта нового поколения.
ЦИФРА
С 1 апреля 2010 года через Единый портал государственных и муниципальных услуг в Управление Федеральной миграционной службы по Новосибирской области поступило более 20 000 электронных заявлений от граждан.