Десять дней творения
Во время театрального мастер-класса учатся заново ходить, говорить и двигаться, а также вживаться в роль артиста театра
По мере взросления человек успевает обрасти массой стереотипов и комплексов. Сколько времени нужно, чтобы вернуть ему свежесть восприятия жизни? При подготовке артистов в Театральном институте имени Щукина на это уходит год. Прошедший в Новосибирске театральный мастер-класс Романа Рабиновича «Десять дней оживления человека» сделал нечто подобное в более короткие сроки.
У Романа Рабиновича, молодого педагога, выпускника «Щуки», сертифицированного тренера международного образовательного центра «Открытый мир», свой взгляд на эту проблему. Он считает, что современного человека нужно будить, тормошить, шевелить в нем истинные чувства и желания, которые погребены в душе под тоннами стереотипов, комплексов и лжи. По его мнению, сделать это под силу только театральному искусству.
Роман не скрывает: в основе его методов лежат работы знаменитых театралов — Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова. Их труды положили конец театру «говорящих голов» и научили артистов использовать все возможности своего тела для передачи образа.
Действуй, а не говори
На своих семинарах Роман не ставил цели научить людей играть. Задача заключалась в том, чтобы найти точки соприкосновения театра и повседневности, научиться гореть и искриться каждым моментом жизни. И постичь это не через слово, а через живое активное действие. Отсюда запрет на словесную речь. Хочешь что-нибудь сказать — представь это выразительным движением. Но объясняться словами тоже оказалось не так просто — за годы жизни в обществе многие разучились говорить о своих истинных ощущениях.
Пронести стул вдвоем, свернуть скатерть, когда другой будет тебе мешать, прожить минуту так, будто она последняя… Путем таких нелепых, на первый взгляд, упражнений мы учились преодолевать жизненные обстоятельства и конфликты, двигать действие жизни только вперед. Смех и живые эмоции, резвящиеся как дети взрослые… Со стороны обстановка могла напоминать сумасшедший дом, но чем больше мы погружались в эту атмосферу, тем страннее нам казался большой и серьезный мир, находившийся за окнами.
Тайна полного нуля
Еще одно правило — говорить намеками. Ведь знания и умения, добытые учениками через поиск, никогда не забудутся. Руководствуясь этим, Роман дает задания без объяснений — в состоянии «полного нуля» надо выйти на сцену и сесть на стул. В результате перед нами разворачивается галерея самых разных масок, которые мы привыкли носить в жизни. Кто-то хотел казаться неприступным, кто-то тщеславным.
После мы узнаем, что «полный нуль» есть состояние, когда человек полностью очищает свою индивидуальность от фальши. Это необходимое условие для создания яркой артистичной личности.
Нащупав собственные маски, участники семинара делают свои первые подступы к театральному мастерству, помня о правиле: чтобы на глазах у зрителей стать кем-то другим, нужно думать не о форме, а решать внутреннюю задачу. В процессе ее решения интеллигентный паренек, увлекающийся астрономией, натурально превращается в хулигана до неузнаваемой степени.
Время от времени Роман развлекает нас собственными мини-представлениями, виртуозно изображая нас самих и метко обыгрывая «зерна» разных эмоций.
Жить по принципам Вахтангова
По словам молодого педагога, поступить в театральный вуз было его детской мечтой. Однако смущала необходимость чтения монолога по команде комиссии. Сложно было подстроить свою игру под внешнее воздействие.
Тогда Рома придумал интересный трюк. Когда подошла его очередь, он начал со слов: «…только эту книжку мне дали в библиотеке по ошибке. Я просил «В дебрях Африки», а они подсунули мне эту...»
— Ну, это все понятно, вы начинайте читать, — торопили педагоги, не догадываясь, что игра уже началась.
— В итоге они воспринимали на веру все, что я говорил, потому что не были уверены в том, играю я или говорю искренне. Видимо, не все были знакомы с книгой Сэлинджера «Над пропастью во ржи», откуда я взял свой монолог. Хотя некоторые педагоги догадались, что происходит, и загадочно хихикали, — рассказывает Роман.
Привыкание к «театральному режиму» было нелегким, долгим, но интересным. По словам нашего тренера, педагоги в Щукинском заново собрали его личность и сделали другим человеком. Эти методики и вошли в основу его собственного курса «оживления человека».
— Это то, чему я научился в Щукинском училище, пропущенное через мой личный опыт, где-то измененное, — рассказывает Роман, — моей целью было не научить людей играть, но дать им возможность сделать свою жизнь интереснее, стать более выразительными и яркими, научить искриться и гореть каждым мгновением жизни.
Сейчас Роман активно работает над проектом «Школа свободы» — сообществом творческих людей в разных городах, живущих в полную силу и «до румянца на щеках».
— Это представляет собой нечто вроде той обстановки, которая окружала Пушкина, Белинского. В основе лежит театральное искусство, но мы будем активно заниматься и другими видами творчества, участвовать в разнообразных выставках и конкурсах. Будем творить вместе и непрерывно, — делится планами Роман.