USD 100.6798 EUR 106.0762
 

По Красному проспекту на грейдере

Светлана СЫСОЕВА
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

— Неблагодарная работа, — неожиданно произносит Юрий Глушко. — Ее бы хоть видно было! Улицы чистишь-чистишь, а их заново заметает.
Юрий — водитель грейдера. Это его машина на городских улицах подрезает снег и формирует снежный вал, который загребают и отправляют в кузов грузовика коллеги грейдеровщика на погрузчиках. В общем, если бы не он и его коллеги, по дорогам областного центра было бы ни проехать, ни пройти.

Ночью работать веселее
Сегодня Юрий Глушко работает в ночную смену: с 20:00 до 7:00. Первый маршрут — по Красному проспекту от площади Ленина до улицы Гоголя, затем — обратно, до автовокзала. На улице минус 17, но в кабине тепло: работает печка. Поэтому вместо валенок на ногах обычные зимние ботинки, а вместо ватной фуфайки — рабочая куртка поверх толстовки.

— Не мерзнем, — улыбается мужчина. — Теплую спецовку нам выдают, но она пока висит в шкафчике на базе. Может быть, когда морозы грянут посильнее, и пригодится.

Свою работу Юрий любит. Нравится, что от его стараний зависит облик нашего города. Если бы не одно «но».

— Машин понаставят — рядом с ними снег не убрать, боишься задеть. А такое бывает, особенно когда под снегом, как нынче, прячется лед. Грейдер по льду поведет — и неприятность. А кто виноват? Конечно же, грейдеровщик! Порой ездишь кругами: вдруг машина, припаркованная у обочины, уже уехала? Тогда можно наконец и на этом месте дорогу почистить, — продолжает Юрий, аккуратно поворачивая баранку. — А иначе мэр проедет, увидит кучи снега — кто ответ держать будет? Опять же мы! Поэтому и люблю ночные смены: ночью машин меньше, работа результативнее.

Вгрызаясь в снег
За рулем грейдера Юрий уже третий год. Сам родом из Кочек. Работал трактористом, затем подался в областной центр в поисках лучшей доли. Правда, пришлось переучиваться: хоть с виду и кажется, что грейдер и трактор — братья родные, на деле это совсем разные механизмы.

— В нашей конторе, ДЭУ № 1, много таких, как я, деревенских. В деревне трудно с работой, вот и уезжают. На благоустройство улиц городские жители редко соглашаются — хоть зарплата и радует, но работа тяжелая, не всякий выдержит.

Грейдер натыкается на очередную кучу снега и вгрызается в нее. В ход идут не только ковш, но и расположенные за ним лопаты. Слежавшийся снег постепенно расслаивается и наконец сдается. Мягкой волной он «обтекает» машину. Теперь дело за техникой, которая идет позади Юрия. А грейдер едет дальше, громко тарахтя и мелко вибрируя.

— Самый сложный снег обычно ближе к весне. Тогда он становится мокрым, плотным, тяжелым, с коркой наледи, просто так к нему не подступишься. А в этом году и ноябрь не лучше. Буксуем, пытаясь разбить сугробы.

Скорость грейдера на дорогах невелика. Догнать при желании может даже пешеход. Бывает, что пьяные на крышу забираются, танцуют. Особенно много таких «весельчаков» возле ночных клубов и ресторанов по Красному проспекту, по улице Ядринцевской. Неудивительно, что эти участки — не самые любимые у Юрия. Чтобы предотвращать ЧП и повысить эффективность работы, вместе со снегоуборочной техникой часто ездит отряд ДПС. Инспекторы и хулиганов усмирят, и водителей авто, стоящих на пути грейдера, попросят «подвинуться». Бывает, что и эвакуатор приходит на помощь, чтобы коммунальщики смогли навести порядок на улицах города.

— Например, Ипподромскую магистраль и улицу Мичурина без эвакуатора мы просто не можем почистить. Улицы узкие, машины стоят по обеим сторонам, поэтому предварительно приходится работать эвакуатору.

Вентилятор против льда
— Я живу в Ленинском районе, на площади Труда. Однажды попал в такую пробку, что на работу шел пешком через Димитровский мост до улицы Фрунзе. А что остается? — говорит Юрий. — Нам опаздывать никак нельзя. Сменщик закончил работу — я тут же заправляю технику, привожу, если надо, ее в порядок, получаю путевку — и в путь!

Водители грейдеров обязаны уметь не только управлять машиной, но и чинить ее. Мелкие поломки устраняются после смены в гараже, крупные, с которыми далее работать не получится, — на маршруте. Поэтому представительниц слабого пола среди водителей снегоуборочной техники нет, работа физически очень непростая.

Несмотря на то что за каждой машиной закреплены два водителя, у них нет страсти, как у дальнобойщиков, украшать кабину какими-то «фенечками». Во-первых, будет хуже обзор из кабины, глаза будут отвлекаться на посторонние предметы, а во-вторых — зачем? Единственное, чем Юрий с напарником обустроили рабочее место, — это магнитола над головой да два вентилятора. Причем вентиляторы могут пригодиться не только летом, но и зимой.

— Тепло от печки долго доходит до стекла, вот и приходится создавать движение воздуха, чтобы лед не образовывался.

Первый на сегодня маршрут подходит к концу. А впереди — еще море работы и час на обед, который у коммунальщиков по расписанию с часу ночи до двух. Вернувшись на это время на базу, Юрий заварит кофе, разогреет в микроволновке, купленной вскладчину с коллегами, принесенную из дома еду и наверняка помечтает о том, чтобы к утру оставленных водителями машин на дорогах стало меньше.

Уборка снега ведется 24 часа в сутки
Губернатор Василий Юрченко поручил профильным министерствам и ведомствам, мэрии Новосибирска, главам районов и городов области принять все меры по уборке снега: «Понятно, что выпала двухмесячная норма осадков. Но не нужно ссылаться на то, что погода преподнесла сюрприз, нужно реагировать эффективно и быстро. Главы муниципальных образований и руководители, отвечающие за состояние федеральных, территориальных автомобильных дорог, должны принять все меры, включая нештатные. Раз ситуация нештатная, значит и меры реагирования должны быть нештатные. Работу надо вести постоянно, 24 часа в сутки».

Фотографии статьи
Смена Юрия Глушко начинается в 20:00. Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА
В ночные часы убирают не только дороги, но и парковочные карманы и тротуары. Фото Михаила ПЕРМИНА